- Через несколько дней откроется крупнейшая конференция, посвященная проблемам развития образовательных программ и профессиональных стандартов… Закончился 2017 год, который, судя по всему, стал самым бурным в истории Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка. Географически и содержательно как изменился СПКФР за это время?
- Мы прошли серьезный этап - этап становления Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка. Задачи, которые были поставлены перед дирекцией СПКФР, по нашему мнению и мнению совета выполнены. Мы расширили географию своего присутствия, на сегодняшний день охватили все федеральные округа Российской Федерации. Мы выполнили задачу по формированию практически всего перечня профессиональных стандартов для специалистов финансового рынка. Отмечу также, что мы имеем в своем активе более 70% профессиональных стандартов, которые не относятся исключительно к специализации финансового рынка, - они являются многоотраслевыми и универсальными. Например, наши профессиональные стандарты в области бухгалтерского учета, аудита, внутреннего контроля, экономической безопасности проецируются на все отрасли экономики. Поэтому перед нами стоит задача формирования квалификаций для всего спектра экономики. Это глобальная задача, и мы понимаем, что в ближайшую перспективу - июль 2019 года – нам предстоит задача по сопряжению обязательных квалификационных требований и института независимой оценки квалификации.
Почему мы пошли через формирование, прежде всего, региональной сети? Для нас важно выстроить на базе наших региональных представительств систему внутреннего контроля за деятельностью центров оценки квалификаций, за программой присвоения квалификационных аттестатов. Мы системно к этому шли и на сегодняшний день эта задача решена: центры СПКФР имеется во всех федеральных округах, служба внутреннего контроля заработает в ближайшей перспективе.
Итак, подводим итоги. Все наборы квалификационных требований нами сформированы, служба внутреннего контроля при СПКФР, аудит за деятельностью центров оценки квалификаций отлаживается. В этом направлении мы движемся поступательно и аккуратно. Мы выбрали, что называется, «мягкий вход на рынок» - ограничение по количеству приема экзаменов для того, чтобы посмотреть как оценочные средства будут себя вести на рынке, насколько они тяжелы для соискателя, насколько репрезентативны результаты по итогам оценки квалификации.
Для нас важно качество оценочных средств, поскольку многие профильные организации финансового рынка - в частности, это Центральный банк Российской Федерации, Министерство экономического развития, Министерство финансов, Росфинмониторинг – диктуют обязательные квалификационные требования для целого спектра специалистов. Так что мы должны посмотреть, насколько наши оценочные средства могут работать и реально оценивать уровень квалификации соискателя.
Считаю, что с задачей становления СПКФР мы справились. Что касается задач этого года… Во-первых, это масштабирование института приема профессиональных экзаменов. Во-вторых, у нас появились проекты, которые связаны с имплементацией независимой оценки квалификаций как в сферу образования, так и в сферу труда.
Нам нужно посмотреть на оценочные средства с позиций и аттестуемых и аттестующих, нам нужно ввести обязательные условия для прохождения оценки квалификации для определенных категорий лиц, допустим, для лиц с ограниченными возможностями, мы будем прописывать особые условия прохождения квалификационного экзамена для этой категории.
Еще один проект – создание системы профквалификаций для лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации. Мы в этом году запустили центр оценки квалификации на территории Армении, но столкнулись с проблемой зачета опыта работы и уровня образования для нерезидентов. В этом направлении мы тоже движемся и в этом году будут сформированы требования и для нерезидентов Российской Федерации. Мы планируем создавать центры оценки квалификации в рамках постсоветского пространства прежде всего, потому что этот рынок ориентирован на трудоустройство в Российской Федерации.
Кроме того, мы движемся в разрезе постановления правительства по программе цифровой экономики, работаем над формированием перечня компетенций для реализации специалистами этой задачи. На сегодня наши профессиональные стандарты не в полной мере «оснащены» требованиям к цифровой экономике, поэтому мы для себя поставили новые глобальные задачи в этой сфере. Кроме того, мы понимаем, что определённая целевая аудитория не охвачена институтом независимой оценки квалификаций - в частности, это выпускники высших учебных заведений, средних профессиональных образований, которые не имеют опыта работы и у них отсутствует сегодня возможность комфортного, легкого входа в профессию. Мы для себя определили, что одним из приоритетных проектов этого года будет описание базовой входной квалификации в профессию - это глобальный проект, который согласован и с Министерством труда и с Национальным агентством развития квалификации.
- То есть это что-то вроде «профстандарт-лайт»?
- Да, это «профстандарт-лайт». Мы готовы будем предложить соискателю войти беспрепятственно в профессию, имея базовую квалификацию. Что даст нам это? Сегодня аналитика показала, что многие профессиональные стандарты предполагают получение определенной квалификации, определенный уровень образования. То есть на сегодняшний день задача, поставленная администрацией Президента России, нами в полном объёме не выполняется. Почему? Потому что рынок труда получит первых специалистов, ориентированных на профессиональные стандарты, только после получения базового образования, то есть мы увидим их только через четыре года. Поэтому нам нужно создать такой «лайт-режим» для входа в профессию.
И пример такой практики есть. Мы все выходцы из Советского Союза и имеем опыт получения определенных навыков, определённых квалификаций, ещё учась в школах. Я, например, в школе получала определенный набор компетенций для вождения автомобиля - получила права с отлагательным периодом категории «С». Тогда существовала система так называемых УПК – учебно-производственных комбинатов.
Мы провели эксперимент на базе школ, имеющих экономический уклон, и видим, что уже школьники могут получать базовую входную квалификацию по тем наборам профессий, где это допустимо. Это же подтверждает и международный рынок труда, допустим, в Австрии в финансово-банковской отрасли на сегодняшний день только 4% работников имеют высшее образование, а все остальные - имеют либо базовую квалификацию, либо квалификацию, подтвержденную прохождением курсов повышения квалификации. Но сегодня у нас, чтобы пройти курсы повышения квалификации, нужно иметь начальную квалификацию. Мы же предлагаем «лайт-квалификацию», которую можно получить в процессе получения образования как в школах так и на этапе среднего профессионального образования, на уровне бакалавриата в вузах.
Кроме того, в перечне наших задач - система оценки квалификации управленческих кадров. Каждая профессия предполагает высший уровень квалификации; как правило, этот уровень квалификации предполагает замещение должностей на уровне финансового директора, управления маркетинговой службой, руководства компании. Но наборы компетенций, необходимых для замещения управленческих позиций, схожи, поэтому мы и в этом направлении будем активно работать. Мы сформируем «наборы» управленческих компетенций и предложим включить во все профессиональные стандарт.
- Многие советы по профквалификациям в различных областях сетуют на недостаточно активное участие работодателей в этой работе. Ощущение, что работодатели пока воспринимают профстандарт как нечто необязательное, забывая о том, что совсем скоро «срок обязательности» наступит…
- Да, это так. Нужно понимать, что система профстандартов была сначала ориентирована на формирование как инфраструктуры, так и службы внутреннего контроля. Мы обкатывали механизмы отбора центров оценки квалификаций, мы разрабатывали профессиональные стандарты и квалификационные требования, сейчас перед нами стоит глобальная задача по имплементации систем внутренней аттестации в институт независимой оценки квалификации. У нас есть перечень нормативных документов, которые призывают работодателей привести системы внутренней аттестации в соответствие с требованием профессиональных стандартов. 584-е постановление правительства определило категорию организаций, для которых профессиональные стандарты с января 2020 года будут обязательны. Стоит вопрос, как выполнить эту задачу? Есть несколько технологических вариантов решения. Первый вариант - работодатели встраивают систему оценки квалификации в свои внутренние системы аттестации и тем самым подтверждают своими метриками уровень квалификации своих специалистов. Второй вариант - они отправляют специалистов в центры оценки квалификации. Мы пробуем оба варианта. Предлагаем крупным корпорациям и специализированным организациям спроектировать свои оценочные средства в соответствии с требованиями профессиональных стандартов отрасли.
Очень простой пример. У нас есть оценка квалификации бухгалтера, задания типовые, например, есть три системы налогообложения, бухгалтер для подтверждения своей квалификации обязан не только теоретический экзамен сдать, но и практически показать навыки работы во всех трех системах. Кому-то из крупных корпораций достаточно будет наших универсальных оценочных средств, а кто-то готов эти оценочные средства имплементировать в свои внутренние системы аттестации. Такая возможность тоже появилась, мы согласовали это с Национальным агентством развития квалификаций и будем предлагать крупным корпорациям оценочные средства по нашим стандартам. Что мы решим этой задачей? Корпорации получат специалиста, который нужен именно для их отрасли, но вполне «встраивается» и в национальную систему профессиональных стандартов своей отрасли.
Мы категорически против идеи всех отправлять в центр оценки квалификации для подтверждения квалификации. У нас есть пул обязательных квалификаций, которые в оперативном режиме придется встроить в институт ЦОКов - для них подтверждение квалификации будет обязательным только через центры оценки квалификаций. Но будет перечень квалификаций, которые можно подтверждать внутри своей компании или внутри других институтов.
Например, Центральный банк проводит отбор организаций, которые имеют право присваивать определенные квалификации и сертифицировать специалистов. ЦОКи ни в коем случае не будут рушить традиционные системы аттестации, они лишь придут в соответствие с инновационными требованиями к тому или иному профессиональному стандарту, а обязательная квалификация в ряде профессий как была на рынке, так и останется.
- Насколько сфера образования сейчас откликается на работу СПКФР?
- Для нас сфера образования, наверное, первична в реализации наших задач, потому что основной посыл - не поголовно отправить всех для подтверждения квалификации, а дать рынку и работодателям специалистов, которые отвечают квалификационным требованиям. Поэтому для нас глобальная задача заключается в формировании тех образовательных программ и той структуры таких программ, которая соответствует требованиям профессиональных стандартов. Время дискуссий нужно это делать или не нужно - это уже вчерашний день. Сейчас нужно выстроить систему учета профессиональных стандартов в сфере образования, и мы рады, что в нашей отрасли институты образования относятся к этому с пониманием. Наши партнеры - это ведущие вузы в сфере финансов и экономики, такие как Финансовый университет, Высшая школа экономики, РАНХиГС, Плехановская академия, Уральский федеральный университет и так далее. То есть вся плеяда ведущих вузов нашего профиля поддерживает нашу идеологию.
В этом направлении мы запускаем большой проект - сопряжение промежуточной системы аттестации студентов (экзамены после семестров) и государственной итоговой аттестации (выпускные экзамены) с институтом независимой оценки квалификации. Мы в СПКФР приняли решение, что готовы засчитывать теоретический экзамен в вузах как теоретическую часть профессионального экзамена в центрах оценки квалификации - при условии, что образовательная программа, по которой студент или выпускник сдал экзамен, прошла профессионально-общественную аккредитацию СПКФР. Например, допустим магистерская программа «Оценка бизнеса» прошла профессионально-общественную аккредитацию; мы понимаем, что она готовит специалистов по нашим требованиям, - значит, мы предполагаем, что студенту, который учился по этой программе и сдал успешно промежуточный или итоговый экзамен, может быть зачтена автоматом теоретическая часть профессионального экзамена.
Такой эксперимент мы запустили, в нём принимают участие 6 регионов и итоговая государственная аттестация в этом году в ряде вузов пройдет при сопряжении с институтом независимой оценки квалификации. Вузы очень позитивно реагируют на это решение, ведь основная задача вузов та же самая, что и у нас, - выпустить на рынок труда специалистов, которые будут востребованы работодателями.
портал Finversia.ru, 20 марта 2018