На прошлой неделе после почти полуторамесячных каникул Республиканская межведомственная комиссия по экономическим и социальным реформам возобновила систематическую работу.
Судя по атмосфере первого заседания, каникулы несколько расслабили участников команды, которой поручено заниматься президентской программой развития предпринимательства. Однако Равиль Муратов с первого же заседания задал прежний темп. Первый вице-премьер, только что одержавший убедительную экономическую победу "на выезде" (Кременчуг), явно не намерен расслабляться. Тем паче, что работа над программой развития предпринимательства подошла к тому рубежу, за которым станет понятна ее истинная цена.
Каникулы закончились
Первый этап можно назвать "образцово-показательным": в весьма впечатляющем темпе Муратову со товарищи удалось преодолеть горы бумаг, которыми за минувшее десятилетие чиновники обложили предпринимателей. Регистрационные процедуры и оформление сделок с недвижимостью "в одно окно" стали нормой (вернее – эталоном). Проделано то, о чем сам Муратов в начале весны сказал: "Сначала надо разобрать завалы во взаимоотношениях бизнеса и бюрократии". Кое-кто оказался сметен вместе с "завалами": например, боссы казанского Комитета по управлению коммунальным имуществом.
Впрочем, комиссия оставила за собой "хвосты". Во-первых, с регистрацией сделок с недвижимостью не все так гладко. Во-вторых, сохраняется опасность, что лед за "ледоколом" Муратова вновь может сомкнуться: практика отечественных столоначальников показывает, что они весьма шустро рождают новые инструкции и прочие запретительно-ограничительные бумаги. Так что "назадсмотрящие" команде первого вице-премьера явно понадобятся. В-третьих, за комиссией Муратова "должок" – обязательство навести порядок и создать ясную и прозрачную систему в сфере лицензирования, сертификации и проч. То есть не только разобрать нынешнюю бумажную гору, но и сформировать регламент "бумаготворчества" различных министерств, ведомств, администраций и т.д. и т.п.
Основные "бои" еще впереди. На первом этапе Муратову (с оговорками) удалось убрать чиновников с "поля бизнеса". На втором он намерен, говоря его же словами, освобождать для бизнеса "поле чиновников". В общем и целом никто не против. Но как только дело доходит до конкретных "делянок" возникает сопротивление.
Собственно говоря, ныне РМВК приступила к этим "делянкам". Идея второго этапа – допустить бизнес в доселе закрытые для него сферы и одновременно сформировать систему финансовых ресурсов развития предпринимательства. В первые аршины пресловутого "поля чиновников" вонзился заступ.
"Легкие" и "тяжелые" вопросы РМВК
Обнародован проект правительственного постановления по деятельности антикризисных управляющих. Документ простой, сводится к "литературной" правке: в ныне действующем постановлении на ту же тему все словосочетания "аккредитованные при…" (далее читай – "при Комитете по делам о несостоятельности") предлагается заменить словосочетанием "имеющие соответствующую лицензию". Смысл этой "литературной" правки понятен всем, кто хоть немного следил за ломанием копий вокруг самой "неестественной монополии" в Татарстане.
Обнародован ряд проектов "помельче" – о дополнительных мерах по развитию фермерских хозяйств, о допуске малого бизнеса к организации школьного питания, о доступе малого бизнеса к использованию земельных участков, находящихся в городской черте. Эти явно особого сопротивления не вызовут.
К разряду "тяжеловесов", помимо вышеупомянутой литературной правки, можно отнести представленную на заседании РМВК концепцию реформы жилищно-коммунального хозяйства. Тема более чем серьезная, особенно если учесть количество "подходов", предпринятых к ЖКХ и на российском (Немцов, Греф) и на татарстанском уровнях. В начале лета в одном из интервью традиционно оптимистичный Равиль Муратов по этому поводу заметил: "При нашей жизни надо успеть все сделать"…
Вывод, к которому пришли отечественные реформаторы, широко известен и в сокращенном виде звучит примерно так: "При нынешнем уровне доходов населения пытаться переводить ЖКХ на рыночные отношения нереально". Следовательно, либо г-н Муратов собирается прожить еще лет сто, либо ждите повышения зарплаты. Стратегия развития Татарстана (где в качестве одного из индикаторов заложена 300-400-долларовая среднестатистическая зарплата через три-четыре года) констатирует возможность изменения уровня доходов населения именно "при нашей жизни". Это в какой-то степени дает возможность маневра. Тем паче, что, судя по последним "кругам на поверхности воды", и при нынешнем уровне "квартирных" платежей можно "тщательней"… Впрочем, оставим пока эту тему: КРУ министерства финансов, обратившее недавно свое благосклонное внимание на деятельность казанской Расчетной палаты, даст сто очков вперед любой сторонней попытке анализа ситуации.
В порядке алла-верды: как приложение к концепции реформы ЖКХ подобная цифирь явно не помешала бы.
Пока же структуры РМВК намерены доработать концепцию реформирования ЖКХ. По прогнозам всерьез к ней приступят во второй половине ноября.
Мычание телят
Еще одним серьезным пунктом, вынесенным на повестку дня РМВК, стал проект создания Агентства по развитию малого бизнеса Республики Татарстан и действующего под ним венчурного фонда.
Основная идея такова. Кредитование проектов малого бизнеса берут на себя банки. Они же осуществляют оценку проектов. Здесь все традиционно. И банки, представленные на заседании РМВК фигурой председателя правления Татфондбанка Рената Губайдуллина (его выступление было наиболее четким и насыщенным), сообщили о своей готовности работать.
Проблема в одном: малый бизнес обычно не имеет возможность обеспечить полученный кредит залогом. Именно здесь включается Агентство, обеспечивая кредит государственными гарантиями на 75 процентов (оставшиеся 25 берет на себя предприниматель).
Сразу же возникли споры. Первый вопрос: коль скоро Агентство выдает гарантии, то не оно ли и должно производить оценку проектов? Из уст Равиля Муратова прозвучало однозначное "нет". Место чиновника в этой схеме первый вице-премьер обозначил одной фразой: "Наше дело – телячье". "Телята" в зале заседаний явно восприняли это определение без особого восторга.
Вопрос второй: а с какой это стати государство должно тратить бюджетные деньги на страховку кредитов для малого бизнеса? В головах многих чиновников срабатывает известная распределительная схема: "наши деньги – сами и разделим как надо".
В многочисленных попытках сформировать систему поддержки малого бизнеса "как надо" уже пробовали. В конце 1995 года при Торгово-промышленной палате Татарстана был создан фонд финансовой поддержки предпринимательства, которому дали 50 тогдашних миллиардов (нынешних миллионов) рублей и попечителей в лице "отцов-основателей" татарстанского предпринимательства (Александр Таркаев, Алексей Пахомов, Талгат Абдуллин и прочие известные персонажи). Начали за здравие, кончили за упокой: ряд проектов профинансировали, деньги, понятное дело, кончились, засим все расстались. Еще одна схема из серии "все сами сделаем" реализована в Департаменте по поддержке предпринимательства (Нури Мустафаев). Там предпринимателям помогают льготными кредитами за государственный счет. А заодно "присуседившаяся" фирмешка помогает им "правильно оформить заявочку". Естественно, за плату. Кредиты государственные, плата частная. Схема милая и безобидная. Но, как и в первом случае, пользы мало (в смысле - для государства, а не для "господ оформителей"). А самое главное, что любые финансы от государства конечны. 50 миллионов дадут на поддержку или 500 миллиардов – в любом случае у казенных средств есть предел.
В кулуарах РМВК прозвучала недовольная фраза одного из чиновников: "Хороша схема – банкам выгодно, а нам…". Очевидно, г-ну Муратову надо устроить азбучный экономический ликбез для столоначальников. И объяснить, что долгоиграющую схему финансирования нельзя просто построить без того, чтобы банкам было выгодно. Молиться надо господам чиновникам, чтобы банкам было выгодно играть в их проекты. Только если банковским деньгам будет выгодно и удобно вертеться в этой схеме, только тогда финансовые ресурсы для малого предпринимательства не будут конечны.
Муратов привел доводы в пользу предложенной схемы. Сто казенных миллионов, выделяемых малому бизнесу напрямую, означают вливание в эту сферу ста миллионов, ни более, ни менее (разве что за минусом гонораров "господ оформителей"). Сто миллионов, вложенные в страховку банковских кредитов, активизируют миллионов пятьсот-шестьсот. Если, конечно, верен прогноз разработчиков: возвратность средств в предложенной схеме будет составлять около 80 процентов.
- А если меньше? – возникает естественный вопрос оппонентов: - Если профукают все кредиты или банки займут место вышеупомянутых "господ оформителей" и начнут выдавать кредиты своим фирмешкам, зная что недостачу покроет государство? Вопрос резонный, но решаемый. Например, Агентство может установить систему рейтинговой оценки банков, под чьи кредиты оно выдает госгарантии, и вычеркивать из оного списка тех, кто опускает планку возвратности ниже заданного значения. Таким образом, оптимистический прогноз разработчиков проекта может быть подкреплен вполне конкретной математикой.
Математика не очень нравится всем тем, кто рассчитывал вместо системы поддержки предпринимательства создать очередную волну "поддержки поддерживающих". В системе "по Муратову" им места явно не остается. В Татарстане уже есть первый такой "неприкаянный скиталец" в виде Департамента по поддержке предпринимательства. Так что можно предположить, что проект Агентства и венчурного фонда вызовет недовольное мычание неласковых "телят".
И вновь продолжается бой?
Пока готовился этот материал, Нури Мустафаев назвал в интернетовском интервью назвал РМВК "театром одного актера". Очевидно, чиновник предпочитает другой театр, где ему достается роль Гамлета, вопрошающего над кучей кредитов: "Дать или не дать?". Логика ближайших событий: "группа поддержки поддерживающих" отколется от команды Муратова. В этой ситуации глашатаю оппонентов прилично покинуть кресло председателя экспертного совета РМВК.
Дальнейшие ходы этой "оппозиции" предугадать не трудно: попытаться вбить клин между РМВК и канцелярией премьера и придать экономическим процессам привычный вид "борьбы нанайских мальчиков под красным ковром". Традиция есть: история реформ в Татарстане уже демонстрировала, как нормальная работа превращается в банальные политические свары и деление на "своих" и "чужих".
Газета «Время и Деньги» (Казань) – 9 ноября 2001 года
Также статья была опубликована: интернет-агентство «Tatnews» (Казань) – 12 ноября 2001 года