Из досье. НСРРП датой своего рождения считает август 1993 года, когда молодчики в черных рубашках, именующие себя орденом "Опричный двор", торжественно встречали в казанском порту Сажи Умалатову и Станислава Терехова. Затем их лидер Михаил Глухов выступил с изложением позиции опричников в прессе, принимал участие в двух избирательных кампаниях в Государственную Думу. Параллельно его единомышленники в течение нескольких месяцев обрабатывали Казань наглядной агитацией.
Вчера вечером, на один день опередив татарстанских коммунистов, "опричники" оформились организационно. 23 человека, исключительно мужского пола и в большинстве своем юного возраста, получили первые мандаты НСРРП. Лидером партии провозглашен Михаил Глухов.
Идеология национал-социалистов во многом смыкается с хорошо известными постулатами баркашовцев, Жириновского, "Памяти" и прочих многочисленных радетелей за возрождение имперской славы отечества. НСРРП выступает "за духовное и биологическое возрождение русской нации, создание мощного Русского государства, построенного на принципах диктатуры и социальной справедливости, беспощадную борьбу с преступностью, государственную собственность на средства производства". В своей краткой, но весьма эмоциональной речи, Глухов отверг предположение о союзе с коммунистами, также открывающими свой учредительный съезд: "Красно-коричневого союза в Казани не будет, мы - антикоммунистическая партия и постараемся отнять у "комми" карту народного недовольства. В этом городе только одна сила может противостоять нам - это мафиозные структуры. Но политическая идея всегда сильнее идеи уголовной. Я верю в наше будущее."
Очевидно, безапелляционность заявления вызовет у многих усмешку, однако создатели НСРРП идут дальше. Они уверены, что Казань "станет столицей национал-социализма новой России. Великие движения всегда начинаются в провинции, будь то Мюнхен в Германии или Сицилия в Италии. Голубая и розовая Москва не способна ничего родить".
В отношении сексуальных меньшинств казанские наци столь же непримиримы, сколь и их мюнхенские предтечи. В отношении евреев более лояльны ("антисемитизм - это конь, на котором далеко не уедешь"), но с жидо-масонством решили встать "на бой кровавый", спасая Россию топорами и вилами и прочей подручной утварью хозяйственного предназначения, так что аналогии с пивными заседаниями семидесятилетней давности напрашиваются сами собой. Впрочем, члены НСРРП с первых мгновений конференции упредили обвинения в кощунственном соседстве даты ее проведения с годовщиной начала войны. Председательствующий Александр Фоменко предложил минутой молчания почтить память защитников России. В дальнейших речах от германской разновидности фашизма также открестились.
Итак, к палитре политических организаций Татарстана разных направлений и весовых категорий добавился еще один штрих - коричневый. В ближайшее время наци намерены провести первый съезд и узаконить свое положение. И - "наступать, пропагандировать, работать в агрессивном стиле". Это пламенный призыв с вниманием слушали совсем юные мальчики и средних лет бывшие коммунисты, разочарованные студенты и несостоявшиеся бизнесмены. Разочарованных становится все больше, многочисленные "спасители Отечества" с удовольствием принимают их в свое лоно. Каково критическое число, позволяющее сделать этот шаг - от смешного до страшного?
Газета «Известия Татарстана» (Казань), 24 июня 1994 года