Не надо травить детей политикой - говорили сотрудникам социологической службы агентства "Информ-клуб ЭС", когда проводился социологический опрос казанских школьников.
Мы полностью согласны: не надо. Но делают это отнюдь не те, кто спрашивает детей об их отношении к политике. Делают это люди, вольно или невольно превращающие всю нашу жизнь в сплошное политической действо. Социология - всего лишь зеркало, в котором отражается наше лицо.
Публикуемый сегодня обзор по результатам опроса не претендует на научность. Это лишь попытка измерить температуру кипения общественных страстей среди тех, кто через десять-двадцать лет будет составлять основу нашего общества.
Школьникам, которые более чем серьезно и ответственно отнеслись к тому, о чем их спрашивали, были предложены те же вопросы, что и респондентам элитной выборки. С той только разницей, что прежде всего они отвечали на несколько вводных вопросов - что такое политика, зачем нужен президент и кто они - наши президенты?
Итак, что же такое политика?
"Политика - это когда разные люди пытаются найти способ управления страной и очень долго выясняют: кто же из них прав". Другой ответ: "Политика - это такие дела, о которых не рассказывают детям", причем - это "очень интересные дела", это "дела, которые ведет президент, а также некое место, где "говорят о стране" и, наконец, это просто "борьба за власть". Но наиболее яркое представление о политике было выражено таким определением: "Политика - это когда собирается много демократов, которые вмешиваются в Белый дом".
Исходя из того, что политика в одной версии оказалась прерогативой президента, появился следующий вопрос: кто такой президент, что это за фигура такая, собирающая много говорящих демократов и при том ничего не рассказывающая детям?
Сколько людей (читай - детей) - столько и мнений, потому функции президента в их описании оказались весьма разносторонними. Подавляющее большинство сошлось на том, что президент "глава правительства", "глава советской федерации", и "такой царь, который правит всем народом". Как выяснилось, он "правит страной", "обсуждает государство", "командует", "решает все государственные дела", "поднимает и повышает цены", "делает денежные реформы", и "стремится, чтобы Россия стала как Америка".
Для чего он нужен? Здесь взгляды разошлись. Если по мнению десятиклассников он нужен, чтобы "следить за порядком", "чтобы все было нормально", "олицетворяет единство страны", то третьеклассники полагают, что главная задача президента - "выступать по телевизору" и быть просто " хорошим человеком". Впрочем и здесь иногда доверяют ему куда более значительные функции: "он нас кормит".
Вопрос о качествах, которые необходимы "кормильцу", вызвал к жизни только две версии: "умение руководить" и "умение одурачивать". Согласитесь, впрочем, что зачастую это одно и то же.
И, наконец, прозвучал вариант самодостаточности президента: "Это глава государства, а для чего он нужен, он сам должен знать"...
От общего к частному - учат нас в школе. Поэтому и казанские школьники, поголовно осведомленные о том, кто занимает президентские посты в России и Татарстане, перешли к личностям Бориса Ельцина и Минтимера Шаймиева.
Как вы относитесь к Ельцину? В целом дети, как и взрослые, делятся на два лагеря - тех, кому он нравится, и тех, кто его не приемлет. Равнодушных нет, и только два раза прозвучал ответ: "За неимением лучшего можно довольствоваться и Ельциным".
Российский президент нравится казанским школьникам, потому что "он очень хороший человек", "Хасбулатова прогнал", "в Москве был за наших", "прекратил войну", "очень добрый", "очень серьезный и заботится о России", "умный", "самый честный", "поддерживает демократию", "имеет свою точку зрения", "охраняет Белый дом и не пускает в него преступников" и, наконец, он нравится, потому что "у него хорошая машина". Правда, ребята не забывают иногда и оговаривать свои симпатии. "Ельцин - хороший человек, но много говорит по телевизору". Отношение к телевидению становится своего рода лакмусовой бумажкой: многие школьники благодарны Ельцину за то, что "не дал Руцкому сделать так, чтобы кино не показывали".
Примерно треть наших респондентов главного обладателя хороших машин недолюбливает. Почему? "Потому что Горбачев хотел делать перестройку, а Ельцин ее испортил и свалил все на Горбачева", "Потому что раньше должен был обуздать депутатов и не допустить кровопролития", "Потому что раньше должен был обуздать депутатов и не допустить кровопролития". "Потому что не просчитывает последствия своих решений". При этом дети понимают трудности, с которыми сталкивается президент. "Ему трудно распознавать, какие люди находятся рядом и не давать им грабить государство". "Страна у нас очень разная, а Ельцин пытается учесть и интеллигенцию, и бабушек-старушек, поэтому ему трудно". И, наконец, "Ельцин чувствует, что надо включить какой-то механизм, но не знает, что получится, поэтому он его включает, затыкает уши и ждет, что будет".
Личность Минтимера Шаймиева также вызвала разнообразные оценки. Он нравится, "потому что хороший человек и хочет, чтобы в Казани не было войны", "хорошо управляет страной и страну как бы наладил", "ведет благоприятную политику", "решает национальный вопрос", "сделал маленькие цены", "замедляет наше падение", "обустраивает Казань" и при этом "всегда такой серьезный". Кроме того, в заслугу Шаймиеву дети поставили то, что "он никогда не пропускает ни одну скачку на лошадях", "лучше Ельцина и Горбачева", "у него татарская фамилия и сам он татарин", и то, что "он иногда то по-такому правит страной, то по-другому", "олицетворяет всю хитрость народа и в любых положениях умудряется занимать такую позицию, чтобы потом выплыть при любых переменах".
Недостатками Минтимера Шариповича, по мнению казанских школьников, является то, что "он не исправляет положение в России", "беспорядки допускает", "цены дорогие, а пенсионеры ничего купить не могут", "неправильно ведет политику", "не проводит реформы и как бы задавливает народ", и "продает государство Турции"...
Президенты, судя по всему, вообще стали любимыми персонажами детского социо-фольклора. На вопрос: кто самый богатый человек в Татарстане? - большинство ответило: Шаймиев. Причем без объяснений. На втором месте оказался Сергей Шашурин, который "сейчас сидит в тюрьме за то, что привез к Белому дому бочку бензина и спрятал в гостинице два автомата". Как выяснилось, "Шашурин - самый богатый из честных", потому что "построил новый ипподром и мечети" и "его показывали по телевизору". По другой версии, "Шашурин был честным, а потом его поймали и выяснили, что он все наворовал".
Говоря о самых богатых в России, ребята называли Ельцина и Горбачева. А вообще выяснилось, что самые богатые те, кто ездит на "девятках", "мафиозники" те, "которые у власти" и люди, которые владеют "всякими марками - немецкими, английскими, американскими".
Но личность самого богатого человека страны сейчас мало волнует общество. Сегодня все - от "Политбюро" до магазинных очередей - обсуждают одну тему, что же произошло в Москве? Как выяснилось, детей это занимает не меньше остальных.
Обобщая их ответы, можно выстроить четкую цепь событий. "Ельцин и Хасбулатов оба хотели стать главными, а две главы не могут править одной страной", "Руцкой и Хасбулатов хотели снести Ельцина с президентского кресла", при этом "Руцкой понимал, что мы живем в стране дураков и хотел изменить все к лучшему". В результате "президент и депутаты поругались, и депутаты незаметно напали". Руцкой, как выясняется, также "напал на Россию", "натравил на нас мужиков, они украли у наших оружие, подожгли "Останкино", сделали военный переворот" и при этом "всех военных перебили". В ответ "президент послал в "Останкино" солдат, они там всех убили, а потом ворвались в белое здание, где все заседали". В результате "Руцкой убил там некоторых пионеров", "Хасбулатов приказал штурмовать "Останкино", чтобы мы телевидение не могли смотреть", пресловутые "мужики" "все сломали", "Останкино" подгорело немного, а Белый дом - не до конца". Словом, как заметил один мальчик, "был Белый дом, а получился какой-то черный".
Это мнение третьеклассников, а десятиклассники ищут глубинные причины. "Ельцин отстранил депутатов от власти, а они не захотели, вооружились и начали борьбу". "То, что произошло - ужасно, пострадали люди, все превратилось в бойню". "Это был не первый и не последний переворот - в стране напряженная обстановка, и такие ситуации могут повторятся". "Это готовилось заранее, поэтому телекомпания СНН загодя завезла в Москву оборудование на миллиард долларов". И, наконец, ребята делают простой вывод: "Все рвутся к власти - вот результат".
* * *
Все это напоминает гротеск, невольную карикатуру, отпечатавшуюся в детском сознании. Карикатуру одновременно и смешную, и странную, ибо в ней так просто присутствуют смерть, поджоги, война. И то, что все это, возможно, навсегда закрепляется в детских сердцах, - самое серьезное последствие того, что сегодня делают взрослые.
Газета «Известия Татарстана» (Казань), 26 октября 1993 года