Самое интересное от Яна Арта

Вершина пирамиды

A A= A+ 06.03.1990
Зачем стране президентская власть

Перестройка родилась в апреле 1985 года. В доведенной до политического и экономического абсурда стране заговорили о необходимости перемен, стали возвращать гражданство изгнанным людям и книгам, задумались о повороте экономики от административно-командной системы к нормальному существованию и даже пошли на его ущемленный вариант - кооперацию, достали из архивов рукописи, не сгоревшие за семьдесят лет, и в них проявилось подлинное лицо российской литературы.

Важнейший шаг - гласность. Пресса постепенно занимает место, характерное для демократических стран, - место «четвертой власти», формирующей общественное мнение.

Неожиданно быстро из многолетнего безмолвия возникло и само общественное мнение. Со всеми перекосами, перепадами температур оно уже становится силой, которая формирует вектор политического развития страны.

«Четвертая власть», разумеется, необходима, но все же стоит демократическое общество на фундаменте первых «трех властей» - законодательной, исполнительной и судебной. В течение многих лет их не было и в помине: освобожденное, казалось, в октябре 1917 года пространство постепенно заполнила обретшая всеохватную власть партия, вернее - ее аппарат. Он руководил самыми разными сторонами жизни - от конкретных проблем животноводства до взращивания «нового социалистического искусства», проник в каждую сферу и стал скрепляющим началом всего и вся. А главное - совместил в себе сразу три власти. Законодательную - в виде послушных Советов, подавляющее большинство которых подчиняется аппарату не только де-факто, но и де-юре - по партийной линии. Исполнительную - через Советы Министров и исполкомы, формируемые тем же аппаратом. Судебную - опять же по партийной линии и через назначения. В результате «три власти» заменила бесконтрольная и неподотчетная самодержавная власть аппарата.

И вот теперь по всем направлениям перестройки - в экономике, культуре, политике - ее инициаторы уперлись в монолитную стену.

Ключевое слово «реформа» прозвучало еще в начале пути, но ее сверхзадачу - правовое государство - Горбачев определил только спустя время. Настал срок вспомнить формулу барона Монтескье: правовое государство - разделение властей.

Попытаюсь проанализировать этот медленный, прерывающийся, но все же начавшийся процесс по всем трем направлениям.

Исполнительная власть. Есть аппарат, взявший на себя руководство по всем статьям. Остается усечь его до достаточного минимума, ограничить только исполнительными функциями и поставить под контроль закона и законодательной власти, отдав в ее компетенцию и «самый главный - кадровый» вопрос. На этом направлении кое-что сделано: сокращение числа управленцев, выборы на предприятиях и грядущие после 4 марта выборы мэров...

Судебная власть. Здесь подвижек еще не чувствуется и роль высшего суда по-прежнему играет аппарат - партийный или административный. Впрочем, необходимость судебной реформы уже осознана инициаторами перестройки. Суд в нормальных демократических условиях становится независимым арбитром между гражданином и государством. Без этого возникает абсурдное положение, в котором мы и существуем: роль арбитра берет на себя государство, и исход его спора с гражданином заранее ясен. Положение нелепое, и пока оно не изменится, говорить о правовом устройстве общества преждевременно.

Варианты обретения судом независимости уже обсуждаются, большинство прогрессивных юристов страны остановилось на проверенном вековой практикой суде присяжных. Но пока судебная реформа остается лишь в теории да на «круглых столах».

Законодательная власть. До сих пор послушные Советы (законодатель) фактически назначались аппаратом (исполнителем). Кажется, 1989 год перевернул эту зависимость с головы на ноги. Созванный в мае, новый парламент недвусмысленно заявил о себе как о высшем законодателе и хозяине аппарата (примет ли это аппарат?), как и должно быть. Пожалуй, это самый резкий шаг за все пять лет перестройки, почти гарантировавший ее необратимость: теперь повернуть страну назад могут только штыки военного переворота, да еще довооружившего танки популистскими лозунгами.

Итак, пирамида трех властей частично на бумаге, частично на практике, начала строиться. несмотря на то, что страна пока находится у ее основания, стоит подумать о вершине.

Вершина пирамиды - президент. На нем замыкаются все три власти. Если он избираем народом, то вся пирамида становится подотчетна его избирателям. Если существует конституционный механизм преемственности, то, несмотря ни на какие случайности, и сама пирамида, и ее подотчетность остаются в сохранности.

Возникший на II Съезде народных депутатов СССР вопрос о выборах президента скорее всего не чья-то личная инициатива, а логический этап перехода к правовому государству. Многие, решив, что речь идет об усилении власти конкретной личности, восприняли эту идею в штыки: Горбачеву мало власти, он хочет создать новую - президентскую?! Но ведь эта власть уже существует, ее роль - вершины «трех властей» - уже 70 с лишним лет играет партийный аппарат. И это наиболее недемократичный вариант, ибо аппарат подотчетен (формально) 18 миллионам коммунистов, а президент обязан отвечать перед всей страной.

В конце концов, пирамида властей существовала всегда, но у нас деформировавшись в усеченный конус: грани между законодателем, исполнителем и судом были стерты, а вместо вершины - аморфная партмасса. С реальной отменой 6-й статьи Конституции это место станет вакантным. Его должен занять лидер.

Почему Горбачев? Потому что слова «Реформа», «правовое государство» первым произнес он. Потому что избрание президентом дает ему шанс достаточно плавно перелить свое право на руководство из одного сосуда в другой - из 6-й статьи в высший выборный пост и тем самым избежать потрясений, почти всегда неизбежных при смене правителей. Потому что это дает ему и его избирателям независимость от аппарата, ибо президента уже не сможет устранить очередной закрытый пленум.

Потому, наконец, что сейчас только он может стать тем филиппинским хирургом, который способен выполнить сложнейшую операцию, не прибегая к скальпелю.

Продолжение этих доводов: первые выборы президента должен провести парламент. Пока у пирамиды недостроены плоскости, нельзя с большой силой нахлобучивать на нее вершину, ибо она может рухнуть и похоронить в обломках пока еще хрупкую конструкцию. К сожалению, нет гарантии, что этого не произойдет, что избиратели не предпочтут синице в руке журавля в небе: использующему иногда раздражающие, но необходимые компромиссы Горбачеву - популистского лидера. Последствия этого лучше не предсказывать...

Статья была опубликована: газета «Современник» (Жуковский) - 17 марта 1990 года


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
3912