Самое интересное от Яна Арта

Бздых

A A= A+ 18.10.2010

Пешеход всегда прав. Пока жив.

Во время недавнего банковского саммита в Сочи один мой коллега, более искушенный в местных нравах и традициях, заметил: «В этих шортах и рубашке вы похожи на типичного бздыха».

Выяснилось, что «бздых» - это такая разновидность людей. Так в Сочи называют всех, кто приезжает отдыхать в эту славную юдоль отечественного процветания. То есть под это определения попадают банкиры и шахтеры, журналисты и клерки, предприниматели и актеры, писатели и строители. Все, кроме тех, кто в самом Сочи возит их на такси, пытается накормить жирными чебуреками, сторожит на набережной платные туалеты и носится по местным пляжам с корзинами кукурузы или сушеной рыбы («Кукуруза! Кукуруза! Вкусная кукуруза! Аккомурыбки?).

Бздых у местного жителя, утомленного солнцем и бесконечной кукурузой, вызывает столь же бесконечное презрение. Еще бы – ходит в шортах, возлежит в шезлонге, не торгуется за проезд по местной верблюжьей тропе, из вежливости названной Курортным проспектом. Словом, по всем признакам - не полноценный человек, а «лох».

Ну, посудите сами! Полноценный человек не будет же на полном серьезе строить, писать, кредитовать, играть на театре или добывать уголь. А затем на заработанные (неважно в данном случае, праведным или неправедным путем) деньги отдыхать в этом самом Сочи. Полноценный человек (то есть – местный житель) занимается исключительно мелким торгашеством. Он продает кукурузу, услуги такси, футболки, тапочки или право отлить на пляже. На худой конец – всю ту же кукурузу (будь она неладна). Он горд собой. Он что-то взял, что стоило рубль, помыл и продал за десять рублей. А бздых (вот дурак-то!) это купил.

Ну, и как потом уважать бздыха?

…Недавно в одной околобанковской компании обсуждали проблему коммуникаций банковских сотрудников и клиентов. В частности – тональности консультации первыми вторых. И одна бывшая «банковская» в сердцах воскликнула: «Ну, как вы не понимаете, почему банковские специалисты не любят клиентов! Потому что они лохи, почти все дураки и такую ерунду спрашивают…».

Непонятно откуда взявшаяся и уже извечная российская традиция – считать всех, кто «не как мы», - дураками и бздыхами. Потому что «как мы» - это нормально и почетно. А «не как мы» - это смешно и по-дурацки.

Не знаю, что изменится с банковским обслуживанием во «втором туре» розничного бума. Возможно - ставки, возможно – риски, возможно – комиссии. Интересно другое: изменится ли вот этот «сочинский синдром»?

Да, конечно, на словах и в маркетинговых проспектах значится: «Клиент всегда прав». Но в глазах наших клерков он по-прежнему – бздых. В крайнем случае – VIP-бздых. Но любви и уважения к нему никак породить не удается. Даже элементарной симпатии. «Да, прав… Но бздых»… «Он бздых… Хотя прав»…

Любопытно, что эти же самые банковские клерки, приехав в Сочи, становятся теми же самыми клиентами-бздыхами. А сочинцы, наторговав всласть кукурузой, едут в Москву. Где они автоматически попадают в число «понаехавших тут». То есть – тех же самых бздыхов, но уже по-московски. Замкнутый круг…

…В минувшую пятницу в одном ресторане с моей карты по ошибке сняли одну и ту же сумму два раза. И долго пытались убедить, что у них все ок, что это мой банк такой-сякой, неправильный. Иными словами: я – бздых, мой банк – бздых, а ресторан – молодец молодцом. Уверен, поверь я ресторану и обратись с претензией в банк – там же делали абсолютно (не сочтите за намек на название моего банка) тоже самое. То есть приложили бы все силы убедить меня, что я - бздых, ресторан – бздых, а банк – молодцом. Ну что в этой ситуации остается делать мне? Правильно, занять позицию, согласно которой банк – бздых, ресторан – бздых, а настоящий молодец – это я.

Не знаю, разделят ли бздыхи (простите, читатели) портала Bankir.Ru, пафос поднятой темы. Но,  уверен, очень многие согласятся: единственное, что принципиально не хватает российскому сервису (уже покрывшемуся тонким слоем западных стандартов), это попросту умение видеть в клиенте не «того, кто платит», а того, с кем сотрудничаешь.

…Ровно через неделю, 25-го октября автора этих строк пригласили принять участие в Английских дебатах 6-й ежегодной конференции Ассоциации сертифицированных финансовых аналитиков (CFA). Тема дебатов – возможно ли в России создание мирового финансового центра. Я выбрал позицию «против». В анонсе дебатов основные доводы этой позиции уже расписаны – неразвитость российских фондового рынка и банковской системы, отсутствие четкой стратегии развития экономики, недостаточная развитость инфраструктуры Москвы.

И все же мне кажется, что самого главного довода против попыток создать какие-либо «мировые центры» не прозвучало. Врожденное и принципиальное неумение различать клиента и бздыха. И пока еще – нежелание это делать.


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
7576