Поколение Y в контексте кадровых проблем банкинга и «окружающего пространства».
Последнее время на всех конференциях и «круглых столах», прямо или косвенно затрагивающих тему финансового рынка труда, обязательно говорится о поколении Z и Y. Пришло-де особое поколение, с которым надо и работать по-особому.
Недавно кадровый холдинг «Анкор» выдал исследование на эту тему, несколькими месяцами ранее работные устремления и ожидания поколения Z и Y исследовал PricewaterhouseCoopers, по итогам которого выдал свои оценки: Z и Y хотят быстрый карьерный рост, солидную оплату труда, возможность учиться и путешествовать за счет компании, гибкий рабочий график, возможность работать из дома и гармонично сочетать профессиональную деятельность и личную жизнь.
Что удивительно – на конференции, на которой был озвучен этот доклад, никто не стал хохотать. То, что поколение Y мечтает впрячь «в одну упряжку коня и трепетную лань», не вызвало особого скепсиса. Напротив, автора этих строк, например, всерьез убеждали: это новое поколение, оно по-другому смотрит на жизнь, развиваются новые форматы работы…
Все это напоминает старый анекдот про слона, на клетке с которым написан его дневной рацион. «Неужели он все это съест?» – изумляется посетитель. «Съесть-то он съест, да кто ж ему даст», – отвечает служитель зоопарка.
Примерно так обстоит дело и с «хотелками» поколения Y. Кстати, сама постановка вопроса о якобы принципиальной новой генерации вызывает большое сомнение. Возможно, дело лишь в модном термине? А суть – в банальном конфликте отцов и детей? И живи Тургенев сейчас, его роман назывался бы уже не «Отцы и дети», а «X vs Y». Но сути это бы не изменило…
Посмотрим на портрет так называемого нового поколения чуть под иным углом – не глазами модной аудиторской компании, способной измерять что угодно и где угодно, а глазами практиков. Сиречь – профессиональных кадровиков.
И вот как поколение Y выглядит по итогам исследования рекрутингового портала Superjob.ru, опросившего менеджеров по персоналу.
По мнению 17% HR-менеджеров, главное качество поколения Y — это амбициозность и карьеризм, причем эта оценка дана отнюдь не в позитивном аспекте. Один из комментариев к опросу звучит так: «Опыта и знаний маловато, но рвутся в начальники».
По мнению 15% респондентов, новое поколение отличает энергичность и активность. Еще 10% упомянули безответственность, 8% – стремление учиться и развиваться, 7% – лень и пассивность, 6% – самоуверенность, завышенную самооценку и эгоизм.
На самом деле, между жизнерадостным докладом PWC и жесткими формулировками Superjob.ru нет никакого противоречия. Желание иметь «гибкий рабочий график», «работать из дома», «сочетать профессиональную и личную жизнь» – это и есть, в переводе на язык реалий, завышенная самооценка, лень и пассивность.
Так что миф об особом поколении, вступающем в активную работу, выглядит весьма бледно. И вопрос стоит не о том, каким образом банкам суметь привлечь поколение Y. Вопрос о том, способно ли это поколение соответствовать хотя бы минимальным профессиональным планкам банкинга.
К сожалению, это не значит, что банкам будет легко с персоналом. К сожалению, рынок труда в России искажен ненормально. Во-первых, на руку юным амбициозным лентяям сыграет демографический провал 90-х. Во-вторых, государство своей политикой создает такую конкуренцию частному бизнесу в плане работы с персоналом, что тому остается только кряхтеть, пытаясь угнаться за зарплатами рецепционисток на казенном коште и оплачивая «дарованные» властями предержащими очередные каникулы. Еще большая проблема – фактическое отсутствие безработицы, о которой так гордо говорят российские чиновники. Безработицы нет – нет конкуренции за место, есть конкуренция за сотрудника. Хорошо ли это банкингу, хорошо ли это российской экономике – большой вопрос. Причем, на мой взгляд, риторический.
…Во дворе офисного комплекса, где я работаю, среди прочих компаний находится одна окологосударственная. Она установила шлагбаум на въезде во двор, дабы избавиться от посторонних машин. Дело позитивное. Шлагбаум управляется из специального пункта, где круглосуточно сидит дежурный. Минуло полгода, и в пятидесяти метрах от прежнего установили новый шлагбаум. К нему пристроили будку и посадили еще несколько круглосуточных дежурных. Теперь на въезде во двор, где разместится максимум три десятка авто, работают оба шлагбаума. …А безработицы в стране нет. Но почему-то есть странное ощущение, что оба эти шлагбаума – на пути развития российского бизнеса. Впрочем, пока есть нефтяная труба, это мало кого волнует.
P.S. Колонка написана для журнала «Банки и деловой мир».