Гиппократ когда-то сказал: «Мы то, что мы едим». Но если взять за основу более поздний постулат «В начале было слово», то получается: мы то, что говорим. А что же мы говорим сегодня?
На войне за нравственность открываются все новые фронты. Минздрав России объяснил, почему в России пока не стали внедрять новую международную классификацию болезней (МКБ). Цитирую: «решение принято в связи с большим количеством обращений граждан, общественных организаций, а также сенаторов и депутатов в части возможного противоречия традиционным моральным и духовно-нравственным ценностям».
В прошлом году Госдума приняла постановление с рекомендацией при принятии 11-й версии классификации исключить разделы, связанных с сексуальной ориентацией, педофилией и трансгендерами. Но ныне решено вообще не принимать МКБ-11, а по-прежнему использовать 10-ю версию классификации, принятую в 1990 году, – по крайней мере, в ближайшее время. Так медицина оказалась в заложниках у идеологии. Остается надеяться, что секс-большинство не окажется из-за секс-меньшинства без более современных подходов к лечению тех или иных болезней. Потому что перелом конечностей, равно как инфлюэнца и белая горячка, обычно не терпят отлагательств.
Не только медики, но и юристы включились в борьбу с безнравственным, иногда – весьма рьяно. В Нижнем Новгороде суд арестовал местную жительницу за серьги, окрашенные в семь цветов радуги, поскольку счел это символикой экстремистской организации, использующей шесть цветов. В Саратове суд оштрафовал фотографа Ирину Мосину за фотографии радужного флага, размещенные на ее странице в соцсети НЕСКОЛЬКО лет назад. История дошла до пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, который отказался ее комментировать из-за незнакомства с этим делом, но отметил, что в России нет законов, которые запрещают радугу. Член президентского Совета по правам человека Ева Меркачева решила обратиться в Верховный суд за разъяснениями, какие действия и какая символика свидетельствуют о пропаганде ЛГБТ («международное движение ЛГБТ» признано в РФ экстремистской организацией и запрещено).
В ожидании оных разъяснений автор этих строк робко напоминает, что его стихотворение «Ниже радуги» также написано в прошлые, менее сознательные годы и что название не подразумевает ни секс вообще, ни позицию в сексе, в частности.
Также пока нет смысла стирать фильм «Выше радуги», песню Юрия Антонова «Радуга», а детская песенка «Дождик и радуга» не указывает на взаимосвязь запрещенного движения с опальной радиостанцией.
Опять же вспоминаем Зигмунда Фрейда: бывают сны, девочка, просто сны. Хотя здесь подойдет и Козьма Прутков: усердие превозмогает рассудок.
Между тем продолжается история с еще одним символом безнравственности – ныне знаменитом на всю страну рэпером Николаем Васильевым, который явился на пресловутую «голую вечеринку» в одном носке, надетом на… куда попало, в общем. Рэпер, судя по новостям, отделался легкими испугом и штрафом, но тема не закрыта.
Глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина на встрече с молодежью в Екатеринбурге, как пишут СМИ, раскритиковала творчество рэпера Васильева – мол, много мата, голые тела в клипах и никакого таланта. На вкус и цвет, как известно, товарища нет, но автор этих строк в данном случае согласится с г-жой Мизулиной на все 100%. С одной поправкой: бездарные рэперы были и останутся бездарными и без носка. А в задачке спрашивается: так какого же… того, что в носке, лепить из него жертву цензуры? Где логика?
А тем временем, как говаривал первый и последний президент СССР, процесс пошел. В Туле отменили концерт группы «Щенки», солист которой Максим Тесли тоже вышел на сцену ночного клуба в одном носке на… том, куда нельзя надевать.
В общем, как говорится в таких случаях в России, понеслась коза по ипподрому: сейчас каждый юный идиот, желая прославиться на всю страну, устремится демонстрировать миру свои рахитичные или, наоборот, перекормленные нежные телеса, так сказать, с носком в руке и жаждой мести поникнув гордой головой.
А все потому, что чрезмерная борьба с носками вызывает обратную реакцию. Почти как у домашних эльфов: «Хозяин дал мне носок! И теперь Добби свободен!»
Но главной ареной борьбы за все хорошее и против всего плохого стали не подмостки ночных клубов и вечеринки стареющих див, а Интернет. В Думе заговорили о необходимости ответа на блокировку российских блогеров в YouTube. Имеются в виду блокировки таких каналов как «Царьград», «Бесогон» Никиты Михалкова и «Аврора». Заместитель главы думского комитета по информационной политике Антон Горелкин справедливо заметил, что список иноагентов в России не мал, но их каналы все-таки не блокируют в российских соцсетях, в отличие от ситуации с перечисленными каналами
Да, это верно, но, с другой стороны, многих блогеров штрафуют, вносят в списки, привлекают по делам о неуплате налогов, предлагают лишить их доходов от рекламы и т.п.
В общем ситуация выглядит как у Агнии Барто:
Я свою сестренку Лиду
Никому не дам в обиду!
Я живу с ней очень дружно,
Очень я ее люблю.
А когда мне будет нужно,
Я и сам ее побью.
Поэтому с одной стороны, есть закономерная претензия к глобальным сетям за блокировку многих российских «пабликов», с другой – продолжается прессинг на некоторые «паблики» внутри страны.
Скандал вокруг блогера Елены Блиновской, создательницы «Марафона желаний», которой вменили в вину незаконную оптимизацию налогов, был в центре внимания новостей. Сама Блиновская попыталась незаметно уехать в Беларусь, но (видимо, в силу привычки российских блогеров демонстрировать успешный успех) делала это на неприметном «Майбухе». Ее задержали, вернули и предъявили счет к уплате. На днях история получила продолжение: как сообщает «Коммерсант», из-за ареста активов Блиновская и ее семья подают на банкротство. Впрочем, даже опубликованного «Коммерсантом» фото достаточно, чтобы понять: что-то пошло не так…
С блогером Джумабоем, которого обвинили в экстремизме из-за издевательских постов по поводу славянских девушек, вышло проще: московский суд отказал следствию в аресте. Наверное, в этом есть логика: все-таки шутить с налогами – это более опасно, чем со славянскими девушками. Как пишет Рамблер, Джумабой, кстати, заявил в своем ролике: «Скоро все русские девушки будут наши».
Рамблер, кстати, опубликовал целый обзор на тему, кого и как из блогеров наказали в 2023 году. Теперь, полагаю, в редакции подумывают сделать эту рубрику постоянной.
Вне наказания оказался лишь экстравагантный блогер Александр Шпак, которого МВД объявило в розыск, но он уже покинул Россию. Поэтому в обзор Рамблера Шпака не взяли.
Кроме блогеров, выясняющих сложные отношения с государством, есть блогеры, выясняющие отношения с другими бойцами на «арене цирка». Причем делается все это очень мило, местами даже академично.
Как пишет «Вечерняя Москва», блогер Виктория Боня обвинила певицу Веру Брежневу в том, что она занимается эскортом. Не подумайте, что речь идет об эскорте королевских лейб-гвардейцев или о кораблях конвоя, в стиле пронзительных песен Александра Розенбаума. Это другой «эскорт», нехороший. Его обычно называют проституцией, но если проституирует «звезда», то слово «эскорт» как-то уместнее.
В общем, одна известная дама заявила, что другая известная дама дарит мужчинам ночи любви в обмен на часы стоимостью $70-100 тыс. Возможно, у человека хобби такое – собирать хронометры. А так как Брежнева осудила политику властей и покинула Россию, то хобби, видимо, заинтересовало газеты, никак не связанные с часовым делом.
Но буквально на днях за «часовых дел мастера» на страницах того же издания вступился тележурналист Отар Кушанашвили. Причем, вступился в выражениях, не нарушающих строгий академический стиль современного шоу-блогер-паблик-мира. Цитируем: «У нее характер такой – не уступит пяди родной территории, ни пяди родной промежности», – отметил Кушанашвили в эфире шоу на YouTube-канале «Каково?».
Достойно сказано, по-джентльменски, не правда ли?..
Если кто-то полагает, что эти публичные выяснения отношений идут по принципу «свой-чужой» в политических взглядах, то ошибается. Как поется в известной песне, «в зной и пургу бьют по врагу, но иногда по своим».
Минувшей осенью случился скандал увольнением из команды программы «Соловьев Live» востоковеда Евгения Сатановского за оскорбления в адрес представителя МИД Марии Захаровой и заместителя министра иностранных дел Михаила Богданова. Как пишет «Коммерсант», Сатановский назвал Захарову «сильно выпивающей шмарой», а Богданова – «сильно спившимся».
Сатановский с увольнением согласился, но заметил, что в молодости работал на заводе «Серп и Молот», где и (цитирую) «нахватался». Он добавил, что ведь ни слова не сказал матом «по поводу никого, тем более дамы». И, действительно, назвать даму «шмарой» – это ведь не мат, да?
Позже, как пишет Газета.ру, Евгений Сатановский, видимо, немного переосмыслил прежнее патриотичное (но оставшееся без твердого оклада) отношение к стране и посетовал на ее отсталость. Буквальная цитата из интервью: «Не привыкли люди к тому, что в стране, именуемой Россия, то, что они делают, могут охарактеризовать не совсем так, как им может понравиться. Но это было максимально мягко, вежливо, в высшей степени цивилизованно» (конец цитаты).
А с другой стороны, если подумать, в формулировке «сильно выпивающая шмара», действительно, есть что-то от высшей степени цивилизованности, что-то, сочетающее краткость Чехова, бунинский талант детализации и четкость слога Твардовского…
Чуть позже разошлись корабли телеведущего Владимира Соловьева и блогера Стаса Васильева, про последнего говорили, что он был уволен из команды Соловьева, но он пояснил, что сам уволился.
Под новый год ведущий Соловьев назвал сотрудников редакции «Эхо Москвы» «сволотой» и «сборищем подонков».
Ну, а в эти дни – в разгаре конфликт между опять же телеведущим Владимиром Соловьевым и военкором Маратом Хайруллиным. Соловьев назвал Хайруллина «врагом и сволочью», а Хайруллин подает иск на Соловьева за оскорбление участника СВО.
Но есть в стране и правильные блогеры – те, которые ближе по духу не к Чехову с Твардовским, а к унтер-офицерской вдове. Уже упомянутый блогер Стас Васильев (или Стас «Ай, как просто!») призвал заблокировать YouTube в России. Но тоже уже упомянутый депутат Антон Горелкин сказал, что вот это как раз очень непросто. А вот его коллега депутат Евгений Попов заявил, что в Думу приходит множество обращений от избирателей с просьбой заблокировать YouTube в России. В общем, народ, который не хочет смотреть YouTube, очень хочет, чтобы его не смотрели и другие. Ждем обращений от пешеходов, которые не хотят садиться за руль авто и по этой причине просят упразднить автомобили.
А тут еще в некоторых регионах страны и сбои подоспели в работе интернета вообще и в работе YouTube в частности.
В правительстве и парламенте несколько раз говорили, что блокировка глобального видеохостинга не планируется, тем более, что в этой сфере у России нет своей альтернативы. Правда, не очень понятно, почему одно мешает другому?
В настоящее время полностью отключен интернет только в одной стране – Северной Корее. В Мьянме и Сирии жители могут выйти в глобальную сеть только из интернет-кафе, контролируемых государством. На Кубе точно также, причем читать в интернете можно только из специальных кафе, а вот публиковать что либо в Сети разрешается только чиновникам и зарегистрированным блогерам. В Иране интернет есть, но социальные сети заблокированы, а все блогеры обязаны регистрироваться. В Венесуэле и Индии интернет отключают в случае волнений.
В России тема блокировки интернета или отдельных соцсетей и платформ время от времени обсуждается. А пока суть да дело, Роскомнадзор предложил закрыть публичный доступ к информации о требованиях Генеральной прокуратуры России по блокировке интернет-сайтов и напомнил, что с 1 марта в России вступает в силу запрет на популяризацию VPN-сервисов – «черных ходов» в недоступные части всемирной Сети. Сервисы сами технически блокировать невозможно, но те из них, что предоставляют доступ к запрещенному на территории России контенту, юридически запрещены. Об этом на встрече со школьниками Екатеринбурга напомнила уже упомянутая Екатерина Мизулина. И уточнила: «VPN, особенно бесплатный, это вообще портал в ад!»
Напомню, кстати, что ад так и не смогли обнаружить в ходе научного исследования, предпринятого несколько лет назад Институтом философии Российской академии наук. Тогда многих удивило, что через сайт госзакупок было потрачено 742 тыс. бюджетных рублей на «исследование об аде и сущности зла». Институт парировал: мол, не мешайте научной работе, и нет ничего странного в том, что единственным поставщиком «адовой» госзакупки стал сотрудник Воронежского государственного медицинского университета и Высшей школы экономики Игорь Гаспаров. Потому как кого же еще как не врачей и экономистов считать в трудные минуты исчадиями ада? В который ведут, как теперь стало ясно, не только благие намерения, но и VPN-сервисы.
Правда, «адская работа» Института философии РАН ныне может быть поставлена под сомнение. Недавно вдова философа Александра Зиновьева назвала этот институт «прибежищем негодяев, предателей, иноагентов, перебежчиков, русофобов и экстремистов». Вдова предлагает проверить сотрудников Института философии РАН на детекторе лжи.
В общем, все сложно, и заинтересованные лица просят государство разобраться с исследователями «сущности зла». Логично: ему видней…
Возможно, когда-нибудь социологи или психологи дадут научное объяснение новому феномену: чем больше в современном мире цензурируются высказывания блогеров, шоуменов, журналистов и философов, тем свободнее себя чувствуют в речах политики и чиновники.
И здесь по неведомой причине никто не вскидывается в праведном возмущении. Наоборот, это воспринимается как брутальность. То американский президент выясняет отношения с оппонентом или главой другого государства в стиле поссорившегося подростка. То российский министр на вопрос, не жалко ли ему ухода IKEA из страны, отвечает: «Жалко у пчелки…». То скучающие домохозяйки и престарелые подростки восхищаются брутальностью дипломата, назвавшего «дебилами, б…» съемочную группу, просто делавшую свою работу в тот момент, когда дипломаты не справились со своей.
И вот – новый вклад в эту копилку. На днях, комментируя уход McDonald`s из Беларуси, Александр Лукашенко высказался брутально и просто: «Досвидос».
В задачке спрашивается: а другим так тоже можно? Или борцы за нравственность, ревнители цензуры и прочие «охранители» тут же вскинутся и призовут на помощь кого угодно – от соответствующей прессы до карающего меча Фемиды…
Итак, блогеры, журналисты или певцы с артистами, выражающие личное мнение, сегодня должны быть в выборе слов осторожны как дипломаты 1970-х и тонки как Меттерних на утреннем чай с Талейраном. А вот политики и чиновники, напротив, могут говорить, что угодно и как угодно. Что позволено Юпитеру – не позволено быку.
Как это не покажется странным сторонникам либеральных взглядов, на эту тему высказался, мягко говоря, не либеральный канал «Царьград», освещая историю с Сатановским. Цитирую: «статус «неприкосновенного» создаёт иллюзию непогрешимости. Создаёт уверенность, что можно смело переходить за линии, за которые не переходят другие. Эта уверенность развращает» (конец цитаты).
Мы с вами НЕ МОЖЕМ ничего сказать политикам, чиновникам в том же стиле, в котором говорят они. Задавят – те или эти, эти или те.
На Воробьевых горах в Москве есть один странный памятник, который, возможно, вызовет вопросы и даже возмущение от современных ревнителей нравственности – выражаясь языком Ильфа и Петрова, «саванарыл». Там два мальчика сближают свои лица. Когда-то давным-давно, в 1827 году, здесь 15-летний Александр Герцен и 14-летний Николай Огарев дали клятву отдать жизнь за свободу Отечества.
Александр Герцен, западник и либерал по убеждениям, много спорил с антизапажниками и славянофилами. Но какими бы не были эти споры о том, каким путем идти России, Герцен сказал как-то о своих оппонентах: «Мы, как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, но сердце у нас билось одно». Когда-то именно так говорили друг с другом те, кто думал о России и – каждый по своему – желал ей благоденствия и успеха.
И тот же Герцен сказал: «Нужно иметь большое мужество, чтобы высказывать громогласно вещи, известные каждому вполголоса».
Прошло 150 лет. Изменился язык. И даже сердца сегодня бьются по-другому. Прогресс не стоит на месте. Но почему вечный спор о судьбах Отечества, о том, что такое хорошо и что такое плохо, о том, как жить по чести и справедливости, превратился в клоаку пошлости, подлости, доносов, истерик и грязного языка? Вот это, наверное, задачка потруднее изучения сущности ада. С адом, кстати, все давно понятно – ему дал определение русский философ Григорий Померанц: «Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за правое дело». Труднее, когда пены – все больше, а дела – нет.