Последние дни мая экономика бурлила новостями. Точнее будет сказать, что вокруг экономики бурлило, но это – нюансы. В любом случае складывается ощущение, что чиновники используют президента России Владимира Путина, чтобы максимально бурлить ВОКРУГ экономики и максимально оттянуть тот момент, когда придется что-то делать ВНУТРИ самой экономики.
Поясню на примерах. Не так давно Путин поручил правительству разработать концепцию развития автомобильного туризма. Как сообщает официальное агентство РИА, «речь идет в том числе об определении условий развития сопутствующей инфраструктуры и реализации пилотного проекта автомобильного туризма по маршруту Санкт-Петербург – Владивосток, в который входят федеральные трассы «Россия» (Москва – Петербург) и «Восток» (Москва – Казань). Срок выполнения поручения – до 15 июня 2023 года. Ответственным назначен премьер-министр России Михаил Мишустин».
Уточним – срок до 15 июня дан, разумеется, не для самой реализации автомобильного туризма, а для создания концепции реализации автомобильного туризма. А так как по количеству концепций российское правительство занимает одно из первых мест в мире, то несложно предположить, что чиновники, засучив рукава, уже рисуют концепцию и представят ее в означенные сроки. Когда еще делать концепцию развития автотуризма как ни летом, в самый разгар самого туризма? Как гласит русская поговорка, готовь телегу зимой, а концепцию – летом…
Небольшое уточнение – своего рода алла-верды от партии «Справедливая Россия». Ее лидер Сергей Миронов, заявил, что развитию этого самого автотуризма мешают (цитирую), «постоянно растущие поборы на платных трассах» и что «для поддержки автотуризма нужно хотя бы временно освободить отдыхающих от платы за проезд».
Но вот докука – на упомянутой трассе «Москва – Казань», едва ли десятая часть которой введена в эксплуатацию, УЖЕ подорожал проезд. И это только начало: в будущем планируется поднять стоимость этого самого проезда раза этак в три – с 3 до 8 рублей за километр.
Означает ли это, что лидер партии «Справедливая Россия» чертовски прав? А это смотря как подходить к вопросу. Если считать, что это платные трассы создаются для развития автомобильного туризма, – тогда, конечно, прав. А вот если развитие автомобильного туризма нужно для повышения доходности платных трасс – тогда, разумеется, нет.
Так что, полагаю, несложно предположить, что концепцию развития автомобильного туризма чиновники президенту лихо предъявят, но вот наивное предложение г-на Миронова благополучно забудут. И, в конечном счете, предложат россиянам блестящую перспективу туристического автозабега от Петербурга до Владивостока по 8 целковых с версты, то есть примерно за 60 тысяч рублей.
Правда, существует вероятность, что россияне ответят как герой фильма «Мимино»: «Спасибо, я пешком постою»…
Впрочем, куда интереснее посмотреть развитие сюжета с президентскими поручениями правительству в хронологической разверстке.
Первые дни 2023 года: Росздравнадзор сообщает о возможных задержках поставок некоторых лекарств в связи с санкциями и сбоем логистики импорта. Через пару недель президент России поднимает этот вопрос на совещании с членами правительства. Проходит еще несколько дней – официальная «Российская газета» сообщает, что под угрозой дефицита более 100 медицинских препаратов. Да еще и (цитирую) «масла в огонь подлили некоторые СМИ и блогеры» (вот паразиты!).
30 марта Путин опять призывает «увеличить выпуск отечественных медицинских субстанций». Чиновники бодро отвечают, что фармацевтическая отрасль продолжит развиваться. Полагаете, что по части выпуска лекарств? Нет, по части (опять цитирую) «прогнозирования потребности лекарств».
Что из этого следует? Ликвидация дефицита? Нет, появление концепции борьбы с дефицитом лекарств в виде специального ведомственного списка дефицитных медикаментов.
Смотрим новости – опять пишут о дефиците лекарств. В задачке спрашивается: неужели концепция не помогла?
Теперь – новая докука. Как сообщают СМИ со ссылкой на данные платформы Ozon, россияне бросились скупать контактные линзы из-за угрозы дефицита. Масла в огонь, конечно же, подливают СМИ и блогеры (вот паразиты!).
Чем отвечают на этот вызов чиновники? Не подумайте, что линзами – отвечают заявлением, что в России «есть необходимые мощности для производства контактных линз». Но одновременно линзы включают в список параллельного импорта. Что, кстати, логично, потому что этим примитивным россиянам все-таки нужны не мощности, а линзы…
На каждую проблему есть список, реестр, на худой конец – концепция. Это примерно как с повышением цен в конце 2020 – начале 2021 годов. Тогда в ответ на повышение цен на троих силами министерства экономического развития, министерства промышленности и торговли и Федеральной антимонопольной службы был создан центр специального мониторинга за ценами. Правда, мониторили, мониторили да невымонитороли…
Мониторим дальше. Февральская история: в Госдуме предложили создать в Россию индустрию по восстановлению подержанных запчастей. Автор этих строк осмелился тогда иронично заявить, что это, пожалуй, уникальная индустрия. На что была получена гневная отповедь в комментариях верных охранителей отечественного чиновничества: мол, врете, во многих странах занимаются восстановлением запчастей.
Вот именно – занимаются восстановлением запчастей, а не созданием «индустрии» поддержанных запчастей! Если непонятно, в чем разница, то поясню одной давней, советских времен историей.
Советский командированный в Норвегию спрашивает у норвежского знакомого: «Хакон, скажи, вот наши страны выходят на одни и те же моря и океаны, у СССР выхода к морю даже в разы поболе будет. Почему же у вас в Норвегии рыба такая вкусная и ее так много, а у нас часто возникает ее дефицит?»
«Это потому, – отвечает норвежец, – что мы, норвежцы, люди примитивные. Когда у нас кончается рыба – мы садимся в лодку и плывем ловить рыбу. А вы – выпускаете постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О мерах по развитию рыбной и рыбоперерабатывающей промышленности»…
И, похоже, эта традиция сохраняется. На любую проблему создаются специальные списки, рабочие группы и начинается разработка концепций. А вот насчет рыбы – наш кот не то что рыбу, он даже мышей не ловит…
Но коль скоро вспомнили об индустрии восстановления подержанных запчастей – посмотрим, чем дело продолжилось.
Итак, в феврале об этом заговорили чиновники и верные клевреты из числа добровольных диванных полузащитников набросились на посмевших сомневаться.
Конец мая: в Госдуме сообщают, что в июне внесут законопроект, разрешающий российским компаниям легально восстанавливать запчасти для иномарок и производить их аналоги.
В феврале начали говорить, в июне внесут, а в июле у Думы начинается отпуск. Так что самое раннее – в сентябре примут. В задачке спрашивается: когда начнется САМО восстановление подержанных запчастей? Отвечаем: ну, а как этим заниматься без соответствующего закона, концепции, списка, на худой конец – поручения? Вот поэтому так много времени и проходит между намерением восстанавливать запчасти и самим восстановлением. Дело-то – серьезное…
Маленький штрих к теме восстановления запчастей. Как заявил на днях автоэксперт портала Kolesa.ru Евгений Балабас, в этой идее больше популизма, чем здравого смысла, это не нужно ни официальным автодилерам, ни страховым компаниям, и, помимо прочего, для восстановления подержанных запчастей нет нужды в законах или разрешениях – такой промысел существовал всегда и он абсолютно легален.
«И то правда! – почесал подержанную голову задумавшийся россиянин. – Если я купил какую-то вещь и она сломалась, я ведь имею право на ее починку без специальных законов? Или нет?»
Но, с другой стороны, Дума же должна внести какой-то свой вклад в дело ремонта сломавшихся предметов? А как без нее? Вдруг вы без специального разрешения что почините…
Чиновная работа кипит. К делу подключился минпромторг, который решил добавить к концепциям, законопроекту, мониторингу и прочему систему. А именно – систему оценки уровня локализации автомобилей. Как пишут «Ведомости», «эти изменения предполагают перераспределение баллов в рамках системы оценки локализации автотранспортных средств от сварки, окраски и штамповки кузовных деталей машин в пользу автокомпонентов.
Для тех, кто ни черта не понял, «Ведомости» добавляют: «это осложнит заводам получение компенсации утильсбора и участие в госзакупках». И сразу становится понятно – дело нужное!
Вишенкой на торте в деле создания списков, центров, законов и концепций стало недавнее известие о новой работе министерства экономического развития. Минэк сообщил, что приступает к проработке вопроса о признании банана социально значимым продуктом. Ну, и если банан получит сие признание, могут быть отменены ввозные пошлины на оный социальный плод (или кто он там?). Роспотребнадзор тоже заявил, что банан находится и у него на рассмотрении. Остается надеяться, что, во-первых, для решения этой важной задачки не будет создан специальный Росбананнадзор, и, во-вторых, не прозвучит идея о создании индустрии выращивания социально значимых бананов.
А теперь, чтобы не пробавляться исключительно сарказмом, поговорим о цене вопроса. Пошлина на банан составляет сейчас 4% от его стоимости. Стоимость килограмма бананов – около 120 рублей плюс-минус, в зависимости от региона. Решение важного бананового вопроса в лучшем случае снизит цену на бананы на 5 рублей. По статистике, в среднем россиянин пожирает в год около 10 килограммов бананов. Экономия от отмены пошлины – 50 рублей в год. Хотя более вероятно, что выгоду от отмены пошлины поставщики просто оставят себе.
И что будем делать в итоге? Назовем это важнейшим социальным деянием? А с другой стороны, только благодаря этой усердной работе по социализации банана, скоро чиновники, утерев трудовой пот, смогут искренне сказать россиянину как Удав из известного мультфильма: «Мартышка, прими, пожалуйста, от меня этот спелый банан!»
О мартышках и бананах продолжим в другом ракурсе. Как сообщила Федеральная налоговая служба, чей руководитель выступил на совете регионов «Опоры России», в прошлом году малый бизнес внес в бюджет почти 5 трлн. рублей различных налогов и сборов. Большую часть их этих налогов – около 3 трлн. рублей – составили налоги на оплату труда. Из чего становится ясным, какое дело является в России самым невыгодным – трудиться.
На форуме «Опоры России» о значении малого бизнеса для страны говорил и глава Сбербанка Герман Греф. Он напомнил, что в России малый бизнес создает только 20% ВВП, в то время как в Китае, например, 60-70%. Про США или Финляндию, где малый и средний бизнес дают больше половины ВВП, глава Сбербанка тоже напомнил, хотя пример сейчас неудачный пример.
«Доля 20% ВВП – это стыдная доля, мне кажется, – сказал Греф. – Я хотел бы предложить корпорации малого и среднего бизнеса немножечко быть поактивнее. Возьмите на себя инициативу».
Малый бизнес похлопал, но возражать не стал. А мог бы. Первый момент: инициативу на себя малый бизнес взять может, но бизнес-инициатива в России часто наказуема, причем – уголовно. И второй момент: малый бизнес должен взять на себя инициативу, а что возьмет крупный? Государственную поддержку, бюджетные субсидии, налоговые льготы и концессии на месторождения, как обычно?
Вообще, с учетом сложившейся экономико-управленческой модели в России почему-то кажется, что предложение малому бизнесу взять на себя инициативу напоминает старое присловье: «Если я встану, то ты у меня ляжешь»…
На тему малого бизнеса продолжается традиция, возникшая в феврале этого года. Напомню, что тогда правительство предложило крупному бизнесу сделать единовременный взнос в государственный бюджет. А крупный бизнес, выставив в качестве переговорщика Российский союз промышленников и предпринимателей, заявил, что такую честь он просто-таки обязан разделить с малым и средним бизнесом. В общем: ваш выход на арену…
Возникает естественный вопрос, а с чего вдруг на исходе весны столь значимые фигуры отечественного небосклона уделяют свое благосклонное внимание малому бизнесу? Ответ простой: ему уделил внимание сам президент России, а для чиновников это сигнал о том, что надо говорить о малом бизнесе.
Путин встретился с другой предпринимательской организацией – «Деловой Россией» и предложил обсудить идею объявить пятилетие созидательного предпринимательского труда. Своего рода пятилетку бизнеса, если по старорежимному. Уже пошла волна экспертных высказываний – мол, как это правильно и верно, и вообще – даешь пятилетку за три года и проч. и проч.
Как сообщает РИА, при этом Путин «отметил, что при реализации эту инициативу нужно наполнить конкретной предметной работой, в том числе по улучшению делового и инвестиционного климата, а не официальными и квазиофициальными, протокольными мероприятиями».
Вот тут, полагаю, авторы всевозможных концепций, разработчики проектов, участники совещаний, устроители форумов и другие профессиональные чиновные суетологи могли (молча, разумеется) приуныть: «Кажется, он о чем-то догадывается…».
Между тем тема труда (как созидательного, пятилетнего, предпринимательского, так и самого обыкновенного повседневного) расцветает в стране новыми красками. Не успели отгреметь отголосками предложения одарить россиян длинными майскими каникулами, как на столе – новое предложение. Ассоциация «Аванти» предложила министерству труда ввести в Россию шестидневную рабочую неделю. По мнению авторов идеи, это надо, чтобы (цитирую) «достигнуть поставленных президентом задач по технологическому и промышленному суверенитету».
«Достигнуть задач» невозможно, задачи можно «решить», а достигнуть можно целей – но это не существенная филологическая ремарка. Важнее суть предложения. Его авторы в качестве примера привели годы Великой Отечественной войны, когда шестидневка и семидневка применялись повсеместно.
Но тут идея «Если надо – можем повторить» дает какой-то системный сбой. Потому что вот как раз этот момент из той войны никто повторять не хочет. Даже если надо. Потому что победа – это когда на танке вперед или грудью на амбразуру или крик «За Родину, за Сталина!», а не когда работаешь по 6-7 дней в неделю. И это, как выяснилось, все понимают…
В Госдуме идею шестидневки раскритиковали, назвав это «недальновидным ура-патриотизмом». Не знал, что в Госдуме имеют представление, что такое «недальновидный ура-патриотизм», но стало ясно, что вопросов труда это не касается. Напомню, кстати, что у депутатов Госдумы – шестинедельный оплачиваемый отпуск.
В общем, пятилетие ударного труда будем делать какими-то другими способами, а не самим трудом. Концепция, надо полагать, уже в разработке…
Сама же идея шестидневки стала иронией судьбы, особенно, если вспомнить, как буквально два года назад некоторые яркие представители власти говорили о том, а не перейти ли нам на 4-дневную рабочую неделю. Как выяснилось недавно из опроса работного портала HeadHunter, 81% компаний в принципе поддерживают эту неделю, но только 4% рассматривают возможность ввести ее в ближайшее время.
Профессор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов по просьбе «Радио 1» рассказал, почему переход на 4-дневку вызывает, мягко говоря, большие вопросы. Главный момент – переход на 4-дневную рабочую неделю невозможен без урезания зарплаты.
В общем, кипят научные и околонаучные споры, сколько лучше работать – 4 или 6 дней в неделю. Страна тем временем (судя по «пробкам» на выезд из центров крупных городов) традиционно работает четыре с половиной дня, потому что пятница – это святое!..
Кстати, о взаимосвязи работы и святого.
Еще одним вкладом в дело совершенствования процессов труда в России стало постановление членов Святейшего Синода Русской православной церкви. Синод утвердил «молебное пение по случаю поиска работы». Остается надеяться, что это как-то повысит эффективность российского труда и поможет страждущим найти высокооплачиваемую работу.
Впрочем, делу время, а потехе – тем более. Как сообщают «Известия», стали известны даты проведения в Сочи Всемирного фестиваля молодежи. Он пройдет в конце февраля – начале марта будущего года. Об этом сообщил заместитель главы администрации президента России Сергей Кириенко. «Несмотря на все препятствия, которые создаются особенно в недружественных государствах, молодежь стремится к тому, чтобы приехать в Россию», – сказала по этому поводу вице-премьер Татьяна Голикова.
Так что несложно догадаться, что о молодежи прочем счастливом детстве чиновники сейчас начнут рассуждать не менее рьяно, чем о малом бизнесе и ударном труде.
В общем – тем у нас много!