Если бы не гибель людей – я был бы рад этому вирусному кризису. Так можно вольно перефразировать известную фразу Вольтера. Поскольку именно кризис – стал мометом истины.
116 тысяч компаний в России закрылись за 3 месяца. Еще больше – впереди... РСПП начал публиковать обзоры о влиянии вируса на экономику... Власти в России – не слишком дееспособны в этом плане. Нет толковой и внятной помощи бизнесу. Нет прямой финансовой помощи людям...
Но вот вопрос... Сколько среди этих закрывшихся – тех, кто не справился в силу своей лени, жадности, ненадежности? В силу неумения работать не благодаря, а вопреки? Неумения держать удар?
Кризис – проверка. И выбор. Давайте все умрем назло плохим властям. Или – давайте держать позицию.
Сколько человек упрекали российский Центробанк в неспособности к контрциклическому регулированию? А сколько из них – сами готовы к контрциклическим решениям в своей жизни? Поджать пояса. Уменьшить себе зарплату. Работать больше за меньшие деньги. Срезать личные и семейные расходы. И – относится к этому нормально, а не размазывать свои потребительские сопли по виртуальному пространству и жилеткам друзей и знакомых.
«Проверка, она всем проверка» – опять фильм «О бедном гусаре...» вспоминается.
Проверка – и бизнесам, и людям.
Проверка наших обязательств. Проверка нашей надежности. Проверка нашей готовности помогать.
Наши обязательства тем и хороши, что они – наши. Ни центробанки, ни президенты, ни вирусы их не отменяют. Только – мы сами. Даже если нам кажется, что «время такое»... Но ни один микроб мое «я» не отменит.
У моей компании после этого кризиса сменится, наверное, 40% поставщиков, партнеров, людей, у которых мы заказываем некие сторонние индивидуальные работы. Возможно, кто-то из них – тоже закроется. Виноват, конечно, Путин. Или вирус. Не вопрос. Это, как говорил Дамблдор, «как скажете».
Ваша позиция – ваш выбор. Мой выбор прост: мои обязательства – выше президентских указов и решений властей.
У русского бизнеса много недостатков. Он во многом – infant terrible. Но он умел преодолевать и не такое. Так что ж на этот раз – неужели нам не по зубам сохранить свое дело, свои команды, рабочие места? Мы же еще в 90-е часто вешали в своих офисах уже приевшийся всем плакат с лягушкой, схватившей за шею цаплю: «Никогда не сдавайся!».
Пора стряхнуть с него пыль.
Ну, или некогда модный «статус» в Фейсбуке немного переделать: «Je suis homme».
Уоррен Баффет провел собрание акционеров своего Berkshire Hathaway под девизом: «Ничто не может остановить Америку».
Хочу, чтобы мы могли бы также говорить о своей стране. И, думаю, что начинается все с более простой формулы: «ничто не может остановить меня».