Самое интересное от Яна Арта

Общий рынок – шаг к общему миру

A A= A+ 27.10.1992
Страны ЕЭС экспортируют ежегодно пять тысяч тонн лягушачьих лапок, в основном – из Индии и Пакистана.

В 1984 году Комиссия европейских сообществ заявила о намерении проверить, не разделывают ли в этих странах лягушек живьем, "причиняя им ненужные страдания".

Общество, достигшее такого изыска в своем сегодняшнем потреблении, очевидно, имеет грандиозные планы на будущее…

Европейское экономическое сообщество ("Общий рынок"), рожденное в конце 50-х на руинах послевоенной Европы, к сегодняшнему дню стало восьмым чудом света. Фактически осуществлена мечта-утопия многих мыслителей, политиков, философов об объединении государств, в котором исчезло бы противоестественное разделение людей пограничными шлагбаумами. В этом году первый этап реализации этой утопии закончился: "Общий рынок" завершает 35-летний подготовительный период. Двенадцать государств Европы представляют собой единое торговое, налоговое, производственное, социальное и культурное пространство, которое контролирует около четверти мирового промышленного производства и вновь выводит Европу в лидеры мирового прогресса, тесня США и Японию. Соединенные Штаты Европы – лозунг, казавшийся фикцией, воплощаясь в действительность, становится моделью развития для всего мира.

Для бывшего Советского Союза это – модель-антипод. Максимальная интеграция, стабильность и процветание, с одной стороны, и "парад суверенитетов", кризис и конфликты – с другой. Как известно, антиподы имеют тенденцию к сближению. Может быть, поэтому зимой и весной 1992 года контакты между СНГ и "Общим рынком" резко активизировались.

В начале февраля высший орган "Общего рынка" – Комиссия европейских сообществ (КЕС) приняла новый план предоставления продовольственных кредитов СНГ (2,26 млрд. долларов, из них 650 млн. – России).

В конце февраля и в начале марта Руслан Хасбулатов посетил резиденцию Европарламента в Страсбурге, а министр иностранных дел России Андрей Козырев встретился с председателем КЕС Жаком Делором в Брюсселе. Подтвержден курс на сотрудничество.

С конца февраля заместитель председателя КЕС Франс Андриессен посетил Беларусь (где начали работать эксперты "Общего рынка"), Украину, Узбекистан и Казахстан. 25 марта он встретился в Москве с Борисом Ельциным, Русланом Хасбулатовым и Геннадием Бурбулисом. Андриессен подчеркнул, что КЕС "глубоко заинтересована в успехе экономических реформ в России" и готова не только "учить жить", но и поддерживать материально. Тут же было подтверждено предоставление кредита в 500 млн. экю. Кроме того, достигнута договоренность о подготовке договора между Россией и "Общим рынком" и визите Жака Делора в Москву в конце мая этого года.

По словам посла России при "Общем рынке" Ивана Силаева, российский Президент заявил, что в перспективе видит возможность и необходимость вначале ассоциированного, а потом и полного членства России в ЕЭС. И хотя Андриессен счел постановку этого вопроса преждевременной, так как для вступления в "Общий рынок" необходимо "примерное совпадение экономического уровня вступающих стран", начало такого пути можно обусловить уже сейчас.

"КВ" начинают публикацию очерка Артема Карапетяна об истории и сегодняшнем дне "Общего рынка".

1992 год войдет в историю как один из самых насыщенных событиями мирового значения. Барселонская Олимпиада и празднество 500-летия открытия Америки станут его блестящими игрушками. Локальные конфликты на Ближнем Востоке, в Югославии и бывшем СССР – головной болью. Демонтаж советской империи сделает его первым годом без противостояния. И, наконец, окончательное создание единого рынка в рамках Европейского экономического сообщества преподнесет ему урок единства, несущего мир и процветание человечеству.

Европейское сообщество ("Общий рынок") в течение своей 35-летней истории иллюстрирует преимущества интеграции. Сегодня прибалтийские страны создают "Балтийский общий рынок". Япония сколачивает в Тихоокеанском регионе некое подобие ЕЭС, в США зреет проект экономического объединения с Мексикой и Канадой. Вероятно, XXI век станет веком интеграции. И Европа оказалась в авангарде этого процесса.

1. Прелюдия на руинах

Закончившаяся в 1945 году мировая война принципиально изменила политическую и экономическую картину мира. Помимо упадка и частичного разрушения экономики государств фашистского блока и стран, пострадавших от оккупации, прежде всего немецкой, значительно изменилась экономика Великобритании, Франции, СССР, США и других стран антифашистского союза. Но экономические проблемы первоначально оставались в тени. На первый план вышла политика.

Летом 1945 года работала Потсдамская конференция СССР, США и Великобритании, решения которой определили проекты мирных договоров и территориальные изменения. Через год "раздел мира" был завершен в Париже, 10 февраля 1947 года подписаны мирные договоры, обеспечившие работой картографов.

В августе 1947 года Британия предоставила права доминионов Индии и Пакистану, в 1958 году доминионом стал Цейлон (с 1972 года – Республика Шри-Ланка), независимость получила Бирма. Процесс деколонизации продолжился в 1950-60-х годах, когда суверенитет обрели большинство стран Африки и Азии.

Суть территориальных изменений заключалась в следующем. В Европе определены новые границы Германии (Силезия, Ост-Померания и южная часть Ост-Пруссии отданы Польше, северная часть Ост-Пруссии с Кенигсбергом – СССР), уточнены границы между Польшей, Чехословакией, Финляндией и СССР, Югославией, Грецией и Италией. Германия и Австрия были разделены на четыре зоны оккупации – СССР, США, Британии и Франции. В Азии предоставлена независимость Корее (японская колония с 1904 года), остров Тайвань отошел от Японии Китаю, а впоследствии обрел независимость, южная часть Сахалина и Курильские острова отданы СССР, острова Микронезии – США. В Африке предоставлена независимость Эфиопии, захваченной Италией в 1936 году, и передана ей Эритрея (итальянская колония с 1890 года), отошла от Италии Ливия.

Советские учебники истории несколько десятилетий твердили, что важнейшим итогом второй мировой войны было создание социалистического лагеря.

История политического противостояния Востока и Запада хорошо известна. Ее началом обычно считают фултонскую речь Черчилля. В конце 40-х – начале 50-х годов "холодная война" оформилась в организационно-глобальное соперничество НАТО и стран Варшавского договора, которое определило мировую политику на несколько десятилетий вперед.

Но доминирование политики оказалось неодинаково по обеим сторонам баррикад. Если в "соцлагере" концентрированное выражение экономики подчинило себе ее естественное развитие, то на Западе вскоре дал себя знать дисбаланс рынка.

Фактически из активных участников войны не понесли урон лишь США. Напротив – война стимулировала их развитие и значительно расширила экспорт (германские подлодки вокруг Британии отвратили взоры покупателей от традиционного суперэкспортера мира). В 1946 году на долю Соединенных Штатов приходилось 62 процента промышленного производства западного мира. Довольно быстрое возрождение европейских стран и Японии в первые послевоенные десятилетия незначительно изменило эту пропорцию. Европа оказалась перед угрозой превратиться в экономическую провинцию и рынок сбыта для янки.

Это было одной из основных причин, заставивших крупнейших европейских политиков съехаться в 1957 году в Рим. Благополучный пример взаимодействия был перед глазами: созданный 5 сентября 1944 года экономический союз "Бенилюкс" дал Бельгии, Нидерландам и Люксембургу возможность стать островком стабильности в "непричесанной" после войны Европе.

Римский договор, провозгласивший создание Европейского экономического сообщества, подписали шесть стран – "тройка" "Бенилюкса", Франция, ФРГ, Италия. Он объявил задачей сообщества постепенное устранение всех ограничений в торговле между членами, введение общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами, установление свободного передвижения "лиц, товаров, капиталов и услуг", общую политику в области транспорта и сельского хозяйства, создание валютного союза, унификацию налоговых систем и сближение законодательств. "Общий рынок" должен был также разрабатывать принципы согласованной экономической политики. Местопребыванием органов ЕЭС был назначен Брюссель. Договор вступил в силу 1 января 1958 года.

2. Рост дракона

"Маленькие драконы" – так называют азиатские страны "экономического чуда" – Сингапур, Тайвань, Корею, Гонконг, которые последнее время модно ставить в пример нашей стране. Чудо возрождения европейского "супердракона" – "Общего рынка" еще более назидательно, ибо доказывает эффективность наднациональной интеграции.

Впрочем, этот пример не сразу стал аксиомой и для самой Европы. До 70-х годов "Общий рынок" был ординарным экономическим союзом. Боле того - у него имелся конкурент в лице созданной в 1960 году Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), включавшей Австрию, Британию, Данию, Норвегию, Португалию, Швейцарию и Швецию. Внутриевропейское соперничество двух союзов создавало режим наибольшего благоприятствования для США и Японии. И хотя к 1970 году доля "Общего рынка" в западном промышленном производстве почти вдвое превзошла долю ЕАСТ, о конкуренции с заморскими гигантами говорить было рано.

Развитие событий ускорили арабы. Кризис 1970-1971-х годов, вызванный скачком цен на нефть, разрушил комплекс британского противостояния континентальной Европе. В 1972 году столп ЕАСТ – Британия вместе с Данией и Ирландией подали заявление о вступлении в "Общий рынок". В 1973 году, после выхода из ЕАСТ, они были приняты в его состав. Экономический рельеф мира резко изменился. Его третья – после США и Японии – вершина всерьез заявила о себе.

В 1973 году доля девяти стран ЕЭС в промышленном производстве составила 27,4 % (США – 37,8 %, Японии – 10 %). Доля стран, оставшихся в ЕАСТ, составила менее 4 %, и ассоциация перестала играть роль серьезного соперника "Общего рынка". Действующее при ЕЭС Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) стало контролировать около 90 процентов выплавки стали, почти 100 процентов добычи каменного угля и 50 процентов добычи железной руды в Европе; Европейское сообщество по атомной энергии ("Евратом") – фактически все ядерные резервы и промышленность Европы. По объему экспорта даже одна отдельно взятая страна ЕЭС – ФРГ – обогнала и США, и Японию.

"Общий рынок", к которому в 1981 году присоединилась Греция, а в 1986 году - Испания и Португалия, превратился в беспрецедентное по своим масштабам экономическое объединение двенадцати стран.

Почти моментально ему пришлось пройти проверку на прочность - второй нефтяной кризис 1974 – 1075 годов. Результаты оказались удачными: благодаря тесному взаимодействию и созданию крупных объединенных финансовых ресурсов (в рамках Европейского инвестиционного банка, Европейского социального фонда и Европейского фонда развития) "Общий рынок" задержал спад производства (в США он составил 15,3 процента, в Японии – 20,2 процента, в странах ЕЭС не превысил 11 процентов) и капиталовложений.

Кризис середины 70-х годов стал последним в том классическом понимании "капиталистического кризиса", которое утвердилось со времен Смита и Маркса. К концу 70-х Запад вышел на уровень постиндустриального общества, когда все стороны экономической жизни настолько взаимосвязаны и интегрированы друг в друга, что катаклизмы и банкротства становятся скорее исключением, чем правилом. Капитализм в чистом виде исчез, частный бизнес стал мелким бизнесом, ибо на любом мало-мальски серьезном уровне любой волюнтаризм уже невозможен.

Политика, культура, экономика, развлечения слились в единую систему, кровообращение которой целиком подчиняется спросу. И любые колебания многомиллионной массы потребителей вызывают столь значительные сдвиги этой системы, что обеспечить их частный капитал уже не в силах.

Поэтому основной формой экономического существования стал акционерный капитал, способный направлять в одно дело значительные финансовые ресурсы. Кроме того, позволила превратить миллионы потребителей – держателей акций – в собственников, заинтересованных не только в конечном результате – продукте, но и в его производстве. Из крупных политиков первой это поняла Маргарет Тэтчер, провозгласившая эпоху народного капитализма.

Но англичане привыкли ограничивать рост перспективных идей прибрежной галькой Британских остовов. Между тем процесс тотальной акционеризации не ограничивается рамками одного государства. Логика подсказывает, что подобно тому, как отдельные капиталисты объединялись в акционерные общества, отдельные государства могут объединяться в союзы. Тем более что, как заметил Вилли Брандт, возможности индивидуального, национального решения глобальных проблем в современном мире резко уменьшаются.

"Общий рынок" стал первой моделью гигантского акционерного общества на межнациональном уровне. Относительно богатая обеспеченность природными ресурсами и великолепная транспортная система легли в фундамент его стабильного функционирования.

Семь стран ЕЭС – Британия, Дания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ имеют (наряду со Швейцарией) высочайшую в мире обеспеченность наземной транспортной сетью, остальные – разветвленную сеть на уровне США, Японии и других европейских стран. Общий тоннаж морского флота ЕЭС – около 80 млн. брутто регистровых волн; авиационное сообщение поддерживают несколько крупных – КЛМ (Нидерланды), "Эр Франс" (Франция), "Сабена" (Бельгия), "Люфтганза" (Германия), "Бритиш эйрланз" (Британия) и ряд мелких компаний. В странах ЕЭС имеются значительные ресурсы угля, фосфоритов, железной руды, каолина, нефти, строительных материалов, торфа, газа, практически всех видов цветных металлов. Ведется добыча нефти и газа на континентальном шельфе.

Однако именно конец 70-х выявил первые серьезные противоречия между внутри ЕЭС. Наиболее развитыми отраслями в странах – членах сообщества – оказались дублирующие друг друга машиностроение, автомобиле- и судостроение, химия, металлургия, электротехническая и пищевая промышленность. Внутренний рынок ЕЭС оказался перенасыщен продукцией этих отраслей, и единственным выходом стал активный экспорт, то есть жесткая конкуренция с Соединенными Штатами и Японией. Аграрная специализация стран – членов ЕЭС была более разнообразна и оригинальна: Дания поставляла масло, сыр, молоко;  Ирландия – живой скот; Италия – оливковое масло, вино, фрукты, цитрусовые; Франция – вино. До середины 80-х большая часть этой продукции реализовывалась внутри "Общего рынка", но с присоединением к сообществу Греции, Испании и Португалии ситуация изменилась. С одной стороны, продукция передовых обрабатывающих отраслей северных партнеров ЕЭС нашла спрос у южных, с другой – появились крупные проблемы в области сельского хозяйства, так как юг стал обеспечивать внутренний рынок одинаковой и избыточной продукцией.

Горы изобилия, которые грозили обрушиться на головы фермеров, стали камнем преткновения "Общего рынка". В странах, подписавших в 1957 году Римский договор, насчитывалось 17,5 млн. крестьянских хозяйств; к середине 80-х их осталось втрое меньше, но и это было избыточно. Во многих регионах сообщества произошли социальные микровзрывы против разоряющей интеграции. На одну из сессий министров сельского хозяйства ЕЭС возмущенные крестьяне втащили двух коров, украшенных лозунгами. В Бретани фермеры разбили 5 миллионов яиц о стены мэрий и забросали их окороками свиней. Во Франции на Пиренеях тракторами давили горы помидоров.

Подобные коллизии просто непостижимы для советского наблюдателя, привыкшему к дефициту вместо избытка. На чисто советский вопрос: "Нельзя ли все это раздать бесплатно?" – корреспондент "Литературной газеты" получил ответ от одного из французских крестьян: "Нет, раздать никак нельзя, цены и так низки, а тогда совсем упадут".

Попытки искусственного ограничения аграрного производства вели к разорению и, соответственно, уменьшению покупательной способности сельских жителей Испании, Греции, Португалии, южных районов Франции и Италии. В конце 80-х 1,5 миллионам фермеров ЕЭС, достигших 55 лет, было предложено уйти на пенсию с компенсацией за продукцию, которую они уже не произведут. Но это было лишь частичным, разорительным и морально неудобным решением проблемы. Возможность выхода из тупика вновь давал только экспорт.

3. Торговая война 80-х

В области международной торговли "Общий рынок" как "третий центр" капиталистической экономики впервые выступил на переговорах ГАТТа (Генерального соглашения о тарифах и торговле). После экономического кризиса 1974-1975 годов средний уровень таможенных пошлин был довольно высок: 11 процентов в США, 10 процентов в Японии и Великобритании, 8 процентов в других странах ЕЭС. Длительные переговоры в рамках ГАТТа, основным содержанием которых было преодоление разногласий между США и Европой, завершились в 1979 году соглашением о снижении таможенных тарифов в среднем на 35 процентов. В 70-е годы начались и регулярные встречи руководителей "большой семерки" (США, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция, Италия и Канада), в которую вошли четыре члена ЕЭС. Однако лучезарные улыбки политиков и рукопожатия перед камерами не могли решить всех проблем.

У американцев в зарождающихся спорах был сильный козырь – "имидж" доллара как ведущей валюты мира. Как только конкуренция Европы всерьез стала задевать интересы США, Вашингтон стал применять тактику его девальвацию. В апреле 1976 года "Общий рынок" контратаковал Штаты, выдвинув идею создания Европейской валютной системы, действующей с 1979 года.

В ЕВС вошли члены "Общего рынка", за исключением Великобритании. ЕВС исключает "плавание" курсов валют стран – участниц системы. Колебания курсов ограничены официально установленными пределами. Введена европейская расчетная единица (экю), курс которой определяется на основе курсов валют стран "Общего рынка" (включая фунт стерлингов). Благодаря ЕВС "Общий рынок" контролирует половину валютных ресурсов западного мира.

Между тем активность экспорта ЕЭС неизменно возрастала (с 30 млрд. долларов в 1960 году до 320 млрд. в 1977-м). Первоначально широким рынком сбыта стали обширные колонии членов "Общего рынка" (Франции, Бельгии, Британии) в Африке, Азии, Америке, но в 60-е большинство этих колоний обрели суверенитет, и ЕЭС пришлось кардинально изменить свою экономическую политику. В декабре 1962 года была подписана Яундская конвенция, согласно которой многие бывшие колонии Франции и Бельгии в Африке стали ассоциированными членами "Общего рынка".

Через 13 лет Яундское соглашение было модернизировано – 28 февраля 1975 года в Ломе была подписана пятилетняя Конвенция об экономических, торговых и финансовых отношениях между ЕЭС и 46 развивающимися странами Африки, бассейнов Карибского моря и Тихого океана (АКТ). Согласно конвенциям, все промышленные и 96 процентов сельскохозяйственных товаров получили свободный доступ на рынки ЕЭС без таможенных обложений и при минимальных ценах на них. Соответственно "Общий рынок" получил преимущества в экспорте своих товаров в эти страны.

Десять лет спустя численность партнеров "Общего рынка" по этой конвенции, продляющейся каждые пять лет, достигла уже 65 стран. Одновременно "Общий рынок" наладил сотрудничество с альянсом АСЕАН.

В 1985 году премьер-министр Италии Беттино Кракси "закинул" Горбачеву идею сотрудничества ЕЭС и СССР. Очевидно, под влиянием советского лидера исполком СЭВ направил в Брюссель официальные предложения об установлении официальных отношений. Спустя три года была подписана соответствующая декларация. Внешнеторговые контакты "Общего рынка" образовали сеть, опоясывающую весь мир.

В начале 80-х, после экономического спада 1980-1982 годов, который причинил наибольший ущерб экономике США, Канады, Японии и Британии (другие члены ЕЭС почти не пострадали), конкуренция между Вашингтоном, Токио и Брюсселем превратилась в настоящую торговую войну. Президент Рейган сделал ставку на протекционизм и пустил в ход девальвацию доллара, которую назвал "единственным средством устранить дисбаланс во внешней торговле между странами". Торговая война 80-х перекрыла своим накалом даже противостояние Восток – Запад.

3 декабря 1984 года Вашингтон объявил о новых ограничениях на импорт стальных труб из Западной Европы. Заместитель председателя Комиссии европейских сообществ Этьен Девиньон объявил эту акцию дискриминационной и противоправной. В 1985 году ЕЭС фактически закрыло для США внутренний рынок Испании и Португалии, установив со вступлением этих стран в "Общий рынок" новые экспортные квоты. В это же время проявился скепсис Европы по отношению к программе "звездных войн".

В 1982 году европейские политики и экономисты выступили с резкой критикой США по поводу их попыток воспрепятствовать поставкам оборудования для газопровода Сибирь – Западная Европа.

Это только часть многочисленных конфликтов 80-х. "Отношения между Западной Европой и США просто ужасны, и Вашингтон должен постараться быть менее агрессивным, - заявил в эти годы председатель Комиссии европейских сообществ Жак Делор. – Такие отношения естественны между противниками, но отнюдь не между друзьями".

В какой-то степени накал торговой войны оказался прямо пропорционален росту внутриевропейской интеграции: чем меньше оставалось барьеров внутри ЕЭС, тем выше поднимались торговые шлагбаумы вне его. "Политика взаимности" в области внешней торговли, выработанная в Брюсселе, вызывала резкую критику в Вашингтоне и Токио. Американцы потребовали равенства своих фирм, действующих на территории Европы, с национальными. "В противном случае, - заявил заместитель министра финансов США П.Макферсон, - создание единого рынка может обернуться нарастанием протекционизма". В это время появилось выражение "крепость Европа", к осаде которой стали готовиться американские бизнесмены.

В 1988 году напряжение торговой войны было снято. На родосской встрече глав государств и правительств ЕЭС прозвучали слова о том, что Европа не собирается превращаться в "изолированную крепость" и готова искать компромисс между единой политикой сообщества и политикой свободной торговли, отстаиваемой Вашингтоном. Тем более что мировая интеграция, гораздо более слабая, чем европейская, все же давал о себе знать.

4. "Общий рынок" – 92

Торговая война 80-х завершилась перемирием, и это перемирие оказалось триумфальным для Европы: она осталась центром экономической мощи планеты. "Маленький мыс Азии" – эти слова французского поэта Поля Валери можно воспринимать теперь только как метафору: мыс остается Европой – блестящей, преуспевающей, производящей.

На сегодняшний день Европейское экономическое сообщество включает 12 стран общей площадью 2370 кв. километров и населением 330 миллионов человек. Оно занимает прочные позиции в мировом производстве (около 20 процентов) и лидирует в международной торговле. "Общий рынок" подписал соглашения со 115 станами и многими экономическими объединениями. Эффективность сообщества доказана практикой.

Эта практика основывается на "теории" ЕЭС – ряде концептуальных идей, положенных в основу его деятельности. Их родоначальником можно считать выдвинутый в 50-е годы план министра иностранных дел Франции Шумана, предложившего через единый рынок стали и угля создавать единый рынок всей промышленности в целом. Римский договор и сопутствующие ему "Евратом" и "ЕОУС" упорядочили принципы промышленной интеграции. В 1962 году с подписанием соглашения об общей сельскохозяйственной политике (ОСП) она распространилась и на аграрный сектор. В повестку дня стала интеграция финансовая и политическая.

В 1972 году по инициативе Жоржа Помпиду была принята декларация о создании к 1980 году "политического и валютного союза Европы". Импульс, рожденный этим документом, дал жизнь Европейской валютной системе и Европарламенту  - второй после ООН модели наднационального парламента. В ведение Европарламента, избравшего резиденцией Страсбург, был передан бюджет сообщества.

В середине 80-х, возможно под влиянием торговой войны, сплотившей европейцев перед лицом "общего врага", ЕЭС вновь вернулось к обсуждению дальнейшей интеграции. Комиссия европейских сообществ представила на рассмотрение его членов "Белую книгу" – свод исследований и сценарий объединения "Общего рынка". Группа выпуска "Белой книги" под руководством британского представителя в ЕЭС лорда Фрэнсиса Артура Кокфилда отмечала, что в 70-е порыв к объединению "угас из-за недостатка доверия и перспектив, а также под влиянием экономического спада".

"Белая книга" стала литературно-политической сенсацией. Идеи объединения Европы, особенно сильные во Франции, Германии и Италии обрели огромное число поклонников. 17 декабря 1985 года главы государств – членов ЕЭС подписали "Единый европейский акт", провозгласивший окончательное создание единого европейского рынка к 31 декабря 1992 года. К этому времени будут полностью отменены таможенные ограничения и паспортные проверки на границах, унифицированы стандарты, налоги и финансовое законодательство, реализована свобода перемещения лиц, капиталов, товаров и услуг. Ожидаемый экономический эффект – 400 миллиардов германских марок ежегодно, то есть двадцатая часть нынешнего совокупного валового национального продукта стран сообщества.

Этот третий – после 1957 и 1972 годов – толчок к объединению оказался наиболее многосторонним. Президент Франции Франсуа Миттеран заявил: "Наша родина – Франция, наше будущее – Европа". Германские и итальянские политики почти единодушны в положительном отношении к происходящему. Даже в Британии, традиционно державшей определенную дистанцию от континента, европейская интеграция нашла сторонников в кабинете Маргарет Тэтчер.

Комиссия европейских сообществ разработала около 300 директив, внедрение которых позволит к концу 1992 года освободить от  всех шлагбаумов внутреннее экономическое пространство Европы. С подачи Франции в 1986 году активизировался Западноевропейский союз (ЗЕС создан в 1955 году Британией, Францией, Германией, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом) – подобие НАТО, но без участия США. В связи с этим произошло ослабление политической сцепки европейских стран с Соединенными Штатами. В 1989 году на встрече лидеров стран ЕЭС в Фонтенбло обсуждался проект депутата Европарламента А.Спинелли о превращении этого органа из контрольного в законодательный, при котором Комиссия европейских сообществ стала бы европейским "суперправительством", а национальные парламенты и правительства членов ЕЭС через десять лет были бы лишены права вето на общие решения сообщества.

Многим прессинг европейских радикалов показался чересчур скороспелым: Британия и Ирландия отнеслись к проекту Спинелли с изрядной долей скепсиса, парламент Дании высказался против ликвидации права вето. Маргарет Тэтчер, словно включив тормоза, заявила о "невозможности единой Европы" и отозвала лорда Кокфилда с поста британского представителя ЕЭС за "слишком проевропейскую позицию".

Наиболее серьезные проблемы возникли в валютном "гордиевом узле". Французская почта, выпустив почтовую марку с указанием цены в экю, опередила время: экю пока остается условной денежной единицей. И хотя ряд серьезных политиков типа Ганса-Дитриха Геншера, по выражению журнала "Шпигель", "завтра же охотно отправился бы на закладку фундамента здания Европейского центрального банка", другие, не менее серьезные лидеры предпочитают не торопить события.

Лорд Кокфилд – лидер "еврократов" заявил, что разочарован вялой работой по реализации его "Белой книги". Тем не менее, эта работа идет, в том числе и на таком малозаметном фронте, как унификация всего и вся. Шоколад, в который британцы и датчане кладу растительные жиры, неприемлем по стандартам Бельгии. Из-за разницы в технологии запрещен экспорт макаронных изделий из ФРГ в Италию. Концерн "Филлипси" выпускает для разных европейских стран семь различных сортов бритв. Денежный перевод в рамках ЕЭС занимает до десяти дней и обходится в 9 процентов от переведенной суммы.

Наиболее прагматичные из "еврократов" предпочитают до 31 декабря 1992 года скрупулезно приводить в соответствие все эти мелочи, чем убеждать скептиков в перспективности своих идей. Вполне возможно, в этом есть свой скрытый расчет: вслед за рождением общих взглядов на бритву можно ожидать рождение общего европейского мышления.

5. Соединенные Штаты Европы?

"Ориентация на национальные пути развития европейских стран исчерпала себя и будет означать закат Европы, - подчеркивал в свое время председатель Комиссии европейских сообществ Жак Делорм. – Западноевропейцы в решении глобальных мировых проблем должны действовать вместе, говорить одним голосом".

Вслед за созданием единого рынка этот голос прорезался в политике, где единство оформилось в виде активизации Западноевропейского союза, выработки единой линии по вопросам разоружения и по отношению к происходящему в последние годы в странах социалистического лагеря. Осознание европейской общности оказалось столь сильно, что еще в середине 80-х на встрече руководителей стран – членов "Общего рынка" заговорили о проекте введения европаспорта, европейского флага и гимна и о реальном введении в оборот экю.

Разумеется, многие радикальные идеи интеграции, вроде проекта Спинелли, пока не прошли: скорость мышления "еврократов" опережает скорость созревания общественного мнения. Поэтому основной проблемой первые считают не экономические трудности (для их решения ЕЭС, в конечном счете, находит рецепты), а национальные предрассудки. "Чтобы их изжить, - сказал депутат Европарламента от Бельгии Жозе Аппар, - нам понадобится обрести чувство Европы как единой родины. По моим расчетам на это уйдет еще пятьдесят лет. Так что мы строим Европу для следующего поколения".

Возможно, это поколение уже будет именоваться гражданами Соединенных Штатов Европы: данный умозрительный лозунг ныне становится вполне реальной перспективой. "Общий рынок", превратившись из ординарного экономического союза в нечто большее, представляет фундамент для построения подобного образования.

Тем более что существует тенденция к его расширению.

В 1987 году, после того как стало очевидным благотворное влияние ЕЭС на экономику вступивших в него Испании и Португалии, встал вопрос о присоединении к сообществу Швеции, Финляндии, Норвегии и Австрии. Финский и шведский министры внешней торговли заявили, что это пока не актуально, в Австрии против выступили приверженцы нейтралитета, назвавшие подобный шаг "мирным аншлюсом". Премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брутланд дала понять, что к этой теме следует вернуться в 90-х годах. И хотя формально результаты нулевые, идея заброшена и когда-то даст свои всходы.

Европейское экономическое сообщество, открывающее в этом году свои границы, сегодня не знает аналогов в мировой истории. Экономический союз, основанный на единстве рынка, стал лишь первой вехой в его интеграции. В социально-политической сфере сообщество пошло дальше всех существовавших и ныне существующих союзов.

В этом отразилось новое мышление XX века, когда значение национальных, государственных, общественных структур, экономики и других институтов уступает значению общемирового единства во всех сферах, и, прежде всего в экономической. Современная мировая экономика уже не может ограничиваться рамками государств и наций. Это, впрочем, с полным правом относится и к культуре, и к науке, и ко многим другим областям человеческой деятельности. Консолидация отдельных стран и наций, а, в конечном счете, и консолидация всего человечества – естественный исторический процесс, как некогда естественным процессом была консолидация отдельных племен и народностей в нации. Возможно, начало этому процессу положит объединение в рамках континентов. И в этом смысле объединение европейских стран в ЕЭС может стать первым шагом на этом пути – пути к миру без шлагбаумов, национализма и изоляции.

Предание гласит, что когда-то Бог разъединил человечество за попытку построить Вавилонскую башню и достать до неба. С тех пор прошло много лет, и мир изменился. Пришло время новой попытки мирового строительства – с тем, чтобы объединиться.

Газета «Казанские ведомости» (Казань), 27, 28, 29 октября - 3 ноября 1992 года


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
8314