Самое интересное от Яна Арта

Кадровая кадриль

A A= A+ 23.07.2012

Банкиры «на пять минут» задумались о том, почему же банкам так не хватает профессионалов.

По результатам совместного опроса агентства Bankir.Ru и Ассоциации региональных банков России состояние персонала признано основной «внутренней» проблемой российского банкинга. По данным другого опроса Bankir.Ru, отличным уровень персонала в финансовой индустрии России признало 0,0% респондентов и лишь 24% назвали его хорошим, причем участники опроса считают, что наибольшие проблемы с персоналом испытывают именно банки (29% против 11,6% у МФО, инвестиционных и управляющих компаний и 4,3% у бирж и страховых компаний). Вопрос о кадрах внесен в повестку дня традиционного банковского форума в Сочи.

Как ни странно, законы диалектики работают не всегда – количество не перешло в качество. То обилие вакансий, которое банковский рынок породил в 2005–2008 годах (а общая армия российских работников банков за эти годы практически удвоилась), не привело к появлению хотя бы дивизии профессионалов. Скорее наоборот: проблемы с кадрами стали лишь ощутимее и весомее. Причина очевидна: говорили о банкинге, а набирали банальных продавцов. «Продавай, продавай, продавай», – шеренги банковских новобранцев входили в банкинг, напутствуемые лишь этим лозунгом. И тут – кризис, и «вдруг» выясняется, что банкинг – это не только продажи и не столько продажи…

О дефиците специалистов в банковской сфере как о главной «кадровой» проблеме банкинга говорили и на недавней конференции «Рынок труда в финансовой сфере», организованной агентством Bankir.Ru и журналом «Банки и деловой мир».

Впрочем, «кадровый вопрос» оказался острым не только для банков. Судя по всему, это общая проблема российского бизнеса. Во всяком случае, по итогам недавнего исследования компании Antal Russia, 86% компаний, работающих в России, отмечают дефицит квалифицированных кадров.

Конечно, дефицит ликвидности волнует банкиров пока еще больше, нежели дефицит кадров. Однако уже понятно: в затяжном «трудном десятилетии» проблема персонала станет для банков острой, а вопрос его качества будет напрямую влиять на бизнес-результаты.

Помимо проблем взаимоотношений с заемщиками у банков оказались не до конца выясненными и взаимоотношения с собственными работниками. А в чем, собственно, причины?

Косвенно на этот вопрос отвечают результаты еще одного недавнего опроса Bankir.Ru. Отсутствует лояльность к работодателю, констатируют 6,5% его участников. Работодатели не ценят своих работников, считают 56,6%. Обе позиции на самом деле – об одном и том же, о лояльности.

Лояльность к компании-работодателю в современной России сами работодатели (за редким исключением) выхолостили до предела и свели к распеванию корпоративных «гимнов» (часов в восемь утра, после часовой поездки в набитом метро или по не менее набитым дорогам) и бегу в мешках на «корпоративах». Корпоративная лояльность по-русски – это не состояние души, это бизнес в бизнесе, которым за деньги занимаются специально нанятые для этого (разумеется, в «жирные» времена) люди.

А вообще, о какой лояльности может быть речь, если сами собственники бизнеса, как правило, к нему нелояльны? Купить, «переупаковать» и выгодно перепродать банк – в России это стало олицетворением бизнес-доблести и «успешности» бизнесмена. В многочисленных интервью банкиры разглагольствуют о далеко идущих планах, о «стратегиях» – лишь до первого покупателя. А дальше – разглагольствуют на новом месте. Топ-менеджеры банков перепархивают с места на место с легкостью южноамериканской бабочки-вампира. Сегодня здесь – завтра там, и повсюду – зампред, вице-президент или кто-то в этом же статусе. И ничего, честные голубые глаза остаются такими же искренними, когда они убеждают «линейный» персонал в необходимости преданности делу и т.п. и т.д. Над зампредом, у которого в трудовой книжке за год появляются названия пары-тройки банков, никто не смеется, и никто не думает занести его в «черный список» летунов и клоунов.

Вы можете себе представить банк, где зампреды «летают», а операционисты – преданы делу?

Так о какой лояльности мы говорим? Лояльность – это как взаимная любовь, она двусторонняя по определению. И иного рецепта нет, как для начала топ-менеджерам остановиться в своем беге по волнам в поисках более вкусных бонусов и «спецусловий». Тем более, что пресловутая «вторая волна» может оказаться весьма некомфортной для «бега».

Впрочем, о чем речь? На днях приятель рассказал, как из его очень известной российской финансовой компании ушел начальник отдела. «Куда же?» – спросил я, зная, что зарплата на этой позиции в ЭТОЙ компании составляла тысяч двести. «В ….», – далее следовало название еще более известного госбанка. Чьи финансовые показатели за последние пару лет, казалось бы, находятся в прямом противоречии с возможностью переманивать работников на четвертьмиллионные месячные оклады. Вы слышали хоть об одной развитой стране, где уход из ЧАСТНОГО бизнеса в ГОСУДАРСТВЕННУЮ структуру приносит ощутимую прибавку жалованья?.. Вот именно. А вы говорите – лояльность…

К бизнесу в полной мере относится истина старого китайского мудреца: армия баранов, возглавляемая львом, может больше, чем армия львов, возглавляемая бараном. Так с чьей же лояльности стоит начинать – львов или баранов?

 

P.S. Колонка написана для журнала «Банки и деловой мир».


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
4006